ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ
УЧАЩИХСЯ
3 класс.
Учащиеся должны уметь:
- анализировать слово по слоговому и звуковому составу, определять количество и последовательность звуков и место звука в слове;
- различать звонкие и глухие согласные, различать свистящие и
шипящие согласные.
Тематическое планирование логопедических занятий 3 класс.
№ урока |
Тема 1 четверть. |
|
Коррекционные цели |
|||||||||||||
план |
факт |
|||||||||||||||
1. |
Обследование речи. |
|
|
Выявление уровня речевого развития |
||||||||||||
2. |
Обследование речи. |
|
|
|||||||||||||
3. |
Обследование речи. |
|
|
|||||||||||||
4. |
Обследование речи. |
|
|
|||||||||||||
5. |
Обследование речи учащихся |
|
|
|||||||||||||
6. |
Обследование речи учащихся |
|
|
|||||||||||||
7. |
Обследование речи учащихся |
|
|
|||||||||||||
8. |
Обследование речи учащихся |
|
|
|||||||||||||
9. |
Работа со скороговорками. |
|
|
Развитие скороговорной речи |
||||||||||||
10. |
Работа с чистоговорками. |
|
|
|||||||||||||
11. |
Дифференциация согласных и гласных звуков . |
|
|
Дифференциация парных согласных |
||||||||||||
12. |
Дифференциация согласных звуков и букв. |
|
|
|||||||||||||
13. |
Дифференциация парных согласных на письме. |
|
|
|||||||||||||
14. |
Дифференциация звуков и букв по акустико – артикуляционным сходствам. |
|
|
Дифференциация звуков и букв по акустико – артикуляционным сходствам. |
||||||||||||
15. |
Дифференциация звуков и букв по кинетическому сходству. |
|
|
Дифференциация звуков и букв по кинетическому сходству. |
||||||||||||
16. |
Дифференциация н – и. |
|
|
|||||||||||||
17. |
Дифференциация а – о. |
|
|
|||||||||||||
18. |
Дифференциация о – э. |
|
|
|||||||||||||
19. |
Ударный слог. |
|
|
|||||||||||||
20. |
Безударный слог. |
|
|
|||||||||||||
21. |
Дифференциация а – я. |
|
|
|||||||||||||
22. |
Дифференциация о – ё. |
|
|
|||||||||||||
23. |
Дифференциация у – ю. |
|
|
|||||||||||||
24. |
Дифференциация ы – и. |
|
|
|||||||||||||
25. |
Дифференциация э – е. |
|
|
|||||||||||||
26. |
Согласные звуки. |
|
|
Дифференциация твёрдых и мягких согласных. |
||||||||||||
27. |
Согласные твёрдые и мягкие. |
|
|
|||||||||||||
28. |
Дифференциация твёрдых и мягких согласных. |
|
|
|||||||||||||
29. |
Согласные звуки: звонкие и глухие. |
|
|
Дифференциация парных согласных |
||||||||||||
30. |
Дифференциация звонких и глухих согласных. |
|
|
|||||||||||||
31. |
Дифференциация парных согласных на письме. |
|
|
|||||||||||||
32. |
Дифференциация б – п на письме. |
|
|
|||||||||||||
33. |
Дифференциация в - ф на письме. |
|
|
|||||||||||||
34. |
Дифференциация д – т на письме. |
|
|
|||||||||||||
35. |
Дифференциация з –с на письме. |
|
|
|||||||||||||
36. |
Дифференциация ж –ш, к – г на письме. |
|
||||||||||||||
2 четверть. |
||||||||||||||||
1. |
Правописание парных согласных т – д. |
|
|
Развитие слухового восприятия, самоконтроля. |
||||||||||||
2. |
Правописание парных согласных б – п. |
|
|
|||||||||||||
3. |
Правописание парных согласных з – с. |
|
|
|||||||||||||
4. |
Правописание парных согласных ж – ш. |
|
|
|||||||||||||
5. |
Правописание парных согласных в – ф. |
|
|
|||||||||||||
6. |
Правописание парных согласных г – к. |
|
|
|||||||||||||
7. |
Дифференциация согласных, имеющих артикуляционное сходство ч – ть. |
|
|
Дифференциация согласных, имеющих артикуляционное сходство |
||||||||||||
8. |
Дифференциация ч – с. |
|
|
|||||||||||||
9. |
Дифференциация ц – с на письме и в речи. |
|
|
|||||||||||||
10. |
Дифференциация ц –т на письме в речи. |
|
|
|||||||||||||
11. |
Дифференциация ц –ч на письме в речи. |
|
|
|||||||||||||
12. |
Дифференциация щ–с на письме в речи. |
|
|
|||||||||||||
13. |
Дифференциация щ – ш на письме в речи. |
|
|
|||||||||||||
14. |
Дифференциация щ – ч на письме в речи. |
|
|
|||||||||||||
15. |
Звукобуквенный анализ слов. |
|
|
Звуковой анализ и синтез слов |
||||||||||||
16. |
Звукобуквенный анализ и синтез слов. |
|
|
|||||||||||||
17. |
Дифференциация и –ш на письме. |
|
|
Дифференциация букв по оптическому сходству, развитие зрительно – пространственного восприятия. |
||||||||||||
18. |
Дифференциация З – Е на письме. |
|
|
|||||||||||||
19. |
Дифференциация ш - щ на письме. |
|
|
|||||||||||||
20. |
Дифференциация и – ц на письме. |
|
|
|||||||||||||
21. |
Дифференциация п – т на письме. |
|
|
|||||||||||||
22. |
Позиционный анализ и синтез слов. |
|
|
Анализ и синтез слов |
||||||||||||
23. |
Обогащение словаря по теме «Транспорт». |
|
|
Обогащение словаря по теме «Транспорт» |
||||||||||||
24. |
Составление рассказа по серии сюжетных картинок по теме «На катке». |
|
|
Развитие связной речи |
||||||||||||
25. |
Слоговой анализ и синтез слов. |
|
|
Слоговой анализ и синтез слов |
||||||||||||
26. |
Игры и упражнения со звуками и буквами. |
|
|
Развитие памяти на основе упражнений в написании слов с ча – ща и т. д. |
||||||||||||
27. |
Гласные после шипящих жи - ши. |
|
|
|||||||||||||
28. |
Правописание гласных после шипящих ча – ща, чу – щу. |
|
|
Развитие самоконтроля |
||||||||||||
|
|
|
|
|
||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||
3 четверть. |
||||||||||||||||
1. |
Подбор слогов «Доскажи словечко». |
|
|
Обогащение словаря |
||||||||||||
2. |
Составление слов из слогов. |
|
|
|||||||||||||
3. |
Понятие - слово. |
|
|
|||||||||||||
4. |
Значение слова. |
|
|
|||||||||||||
5. |
Многозначные слова. |
|
|
|||||||||||||
6. |
Составление предложений с многозначными словами. |
|
|
Развитие грамматического строя речи |
||||||||||||
7. |
Составление рассказов с многозначными словами. |
|
|
|||||||||||||
8. |
Подбор существительного к названию действия. |
|
|
Развитие словаря признаков, действий |
||||||||||||
9. |
Упражнения в подборе существительных к названию действий. |
|
|
|||||||||||||
10. |
Игра: «Доскажи словечко» (подбор существительных к названию действий». |
|
|
|||||||||||||
11. |
Согласование существительного с глаголом. |
|
|
Развитие правильной фразы по типу согласования |
||||||||||||
12. |
Упражнения на согласование существительного с глаголом. |
|
|
|||||||||||||
13. |
Знакомство с диалогической речью. |
|
|
Развитие диалогической речи |
||||||||||||
14. |
Диалогичность речи. Тренировочные упражнения. |
|
|
|||||||||||||
15. |
Составление вопросов по теме. |
|
|
|||||||||||||
16. |
Составление ответов на вопросы по теме. |
|
|
|||||||||||||
17. |
Сюжетно – ролевые игры: «Магазин», «Больница». |
|
|
|||||||||||||
18. |
Образование глаголов с новым лексическим значением с помощью приставок. |
|
|
Развитие словоизменения, словообразования |
||||||||||||
19. |
Подбор глаголов с приставками по картинкам. |
|
|
|||||||||||||
20. |
Развитие пространственных представлений (Определение направлений в пространстве). |
|
|
Развитие пространственных представлений |
||||||||||||
21. |
Развитие пространственных представлений ( определение линейной последовательности предметного ряда). |
|
|
|||||||||||||
22. |
Развитие временных представлений (сутки, дни недели). |
|
|
Развитие временных представлений |
||||||||||||
23. |
Развитие временных представлений (времена года, месяцы). |
|
|
|||||||||||||
24. |
Развитие временных представлений (возраст членов семьи). |
|
|
Развитие временных представлений |
||||||||||||
25. |
Упражнения на определение единиц времени, временной последовательности событий. |
|
|
|||||||||||||
26. |
Развитие временных представлений :календарь. |
|
|
|||||||||||||
27. |
Развитие временных представлений: праздники. |
|
|
|||||||||||||
28. |
Составление сказочных ситуаций: «Если бы я был рядом с ними». |
|
|
Развитие связной речи |
||||||||||||
29. |
Составление рассказа с опорой на предметные картинки на тему «Школа». |
|
|
|||||||||||||
30. |
Составление рассказа с опорой на предметные картинки по теме: «Библиотека». |
|
|
|||||||||||||
31. |
Согласование существительных с прилагательными с использованием падежных конструкций в единственном числе. |
|
|
Развитие грамматического строя речи |
||||||||||||
32. |
Согласование существительных с прилагательными с использованием падежных конструкций в множественном числе. |
|
|
|||||||||||||
33. |
Работа с деформированными предложениями. |
|
|
|||||||||||||
34. |
Восстановление деформированного текста. |
|
|
Развитие связной речи на основе упражнений в восстановлении деформированного текста. |
||||||||||||
35. |
Образование прилагательных с использованием уменьшительно – ласкательных суффиксов: -еньк-, -оньк-. |
|
|
Обогащение словаря при помощи словообразования |
||||||||||||
36. |
Тренировочные упражнения на образование прилагательных с использованием уменьшительно – ласкательных суффиксов: -еньк-, -оньк-. |
|
|
|||||||||||||
37. |
Экскурсия в парк. Обогащение словаря по теме «Весна». |
|
|
|||||||||||||
38. |
Составление рассказа с элементами описания на тему «Весна». |
|
|
Развитие связной речи |
||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||
4 четверть. |
||||||||||||||||
1. |
Выразительное чтение стихов о весне. |
|
|
Развитие просодики |
||||||||||||
2. |
Заучивание стихов о весне. Конкурс чтецов. |
|
|
|||||||||||||
3. |
Составление словесной картины с помощью вопросов и ответов. |
|
|
|||||||||||||
4. |
Правила вежливости. Обогащение словаря. |
|
|
Обогащение словаря |
||||||||||||
5. |
Слова благодарности. |
|
|
|||||||||||||
6. |
Слова извинения. |
|
|
|||||||||||||
7. |
Слова просьбы. |
|
|
|
||||||||||||
8. |
Составление приглашения в гости сказочному герою. |
|
|
Развитие речи |
||||||||||||
9. |
Составление текста объявления на пропажу животного. |
|
|
|||||||||||||
10. |
Составление текста объявления на продажу машины. |
|
|
|||||||||||||
11. |
Подбор относительных прилагательных к существительному. |
|
|
|
||||||||||||
12. |
Рассказ – описание «Расхвали игрушку». |
|
|
Развитие связной речи, логического мышления, фантазирования |
||||||||||||
13. |
Рассказ – описание домашнего животного по плану. |
|
|
|||||||||||||
14. |
Описание положительного поступка сказочного героя. |
|
|
|||||||||||||
15. |
«Продолжи рассказ». Составление рассказа по имеющемус я началу. |
|
|
|||||||||||||
16. |
«Продолжи рассказ». Составление рассказа по имеющемус я концу. |
|
|
|||||||||||||
17. |
Составление рассказа. Изменение его середины. |
|
|
|||||||||||||
18. |
Составление рассказа. Изменение его начала. |
|
|
|||||||||||||
19. |
Составление рассказа. Изменение его конца. |
|
|
|||||||||||||
20. |
Коллективное составление сказок. |
|
|
|||||||||||||
21. |
Пересказ. Виды пересказа. |
|
|
|||||||||||||
22. |
Пересказ с опорой на план. |
|
|
|||||||||||||
23. |
Сжатый пересказ. |
|
|
|||||||||||||
24. |
Выборочный пересказ. |
|
|
|||||||||||||
25. |
Инсценирование сказки «Сказка о золотой рыбке». |
|
|
Развитие эмоциональной сферы |
||||||||||||
26. |
Инсценирование сказки: «Снегурочка». |
|
|
|||||||||||||
27. |
Обследование речи. |
|
|
Отслеживание динамики развития речи детей. |
||||||||||||
28. |
Обследование речи. |
|
|
|||||||||||||
29. |
Обследование речи. |
|
|
|||||||||||||
30. |
Обследование речи. |
|
|
|||||||||||||
31. |
Обследование речи. |
|
|
|||||||||||||
32. |
Обследование речи |
|
|
|||||||||||||
|
|
|
|
|||||||||||||
Контролирующие материалы.
Сборник контрольных работ по письму и развитию речи для учащихся1 – 4классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы 8 вида. Белгород 2007г.
Методическое обеспечение Специальная и методическая литература.
1. Аксенова А.К., Галунчикова Н.Г. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания. - М.: Просвещение, 2004. - 68с. 2. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. - М.: Владос, 2002. - 154с. 3. Волкова JI.C., Шаховская С.Н. Логопедия. - М.: Просвещение, 1998. - 68с. 4. Воронкова В.В. Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы. - М.: Просвещение,1988. - 124с. 5. Воронкова В.В., Перова М.Н. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида. - М.: Владос, 2001. 6. Выготский JI.C. Вопросы детской (возрастной) психологии. - М.: Просвещение, 1984. - т.4-318с. 7. Ефименкова J1.H. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. -М.: Просвещение, 1992. -76с. 8. Козырева Л.М. Программно-методические материалы для логопедических занятий с младшими школьниками. - Ярославль: Академия развития, 2006. 9. Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. - М.: Просвещение, 1997. 10. Краткий дефектологический словарь. - М.: Просвещение, 1964. 11. Кобзарева Л.К., Кузьмина Т.И. Ранняя диагностика нарушения чтения и его коррекция. - Воронеж: Творческий центр «Учитель», |
12.Лалаева Р.И., Венедиктова JI.B. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004,- 32с. 12. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. - М.: Просвещение, 1968. 13. Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии,- М.: Гном, 2007. 14. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М.: Владос, 1997. 15. Фотекова Т. А. Текстовая методика диагностики младших школьников. - М.: АРКТИ, 2005,- 12с. 16. Чиркина Г.В. Методы обследования речи детей. - М.: АРКТИ, 2005,- 99с. 17. Чиркина Г.В. К проблеме раннего распознания и коррекции отклонений речевого развития у детей. - М.: ИКП РАО, 1999. 18. Цветкова Л.С. Методика диагностического нейропсихологического обследования детей. - М.: Просвещение, 1997. 19.Балабанова В.П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы.- Санкт-Петербург: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002,- 7с.
Литература для детей 1. Барто А.Л. Стихи. - М.: Просвещение, 1998. 2. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1977. 3. Ванюхина Г.П. Речецветик. Занимательное пособие для дошкольников. Екатеринбург, 1993 |