Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Подготовительный. 1 – 4 классы. под редакцией В. Воронковой 2009г.и в соответствии с Положением о рабочей программе учителя МКС(К)ОУ VIII вида школы – интерната №5 г. Аши. Программа рассмотрена на заседании педагогического совета (протокол №01 от 30.08.2013г).
Предмет: логопедические занятия.
Учитель – логопед: Токарева Н. В.
1 класс
Количество часов по программе:132ч
Количество часов в неделю по учебному плану: 4ч
Количество часов за год:132ч
Диагностическое обследование:16ч
Содержание программы.
Логопедическая работа в школе VIII вида занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с интеллектуальной недостаточностью.
Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребенка, направленной на изменение самого себя как субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка ( произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.
У учащихся с системным недоразвитием речи при умственной отсталости мономорфное нарушение произношения, недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа, ограниченный словарный запас, аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения, недостаток формирования связной речи ( в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение последовательности событий. Овладение письмом и чтением учащихся с системным недоразвитием речи характеризуется, прежде всего, значительным качественным своеобразием на всех этапах формирования этих навыков.
Для учащихся сложным является усвоение букв. Этот связано с особенностью их зрительного восприятия, с трудностями различения и запоминания букв, с нечеткостью акустических образов соответствующих звуков. Особенно затрудняет учащихся процесс слияния звуков в слоги. У них с трудом формируется обобщенное представление о слоге. У учащихся с системным недоразвитием речи взаимодействие зрительных, кинестетических и слуховых образов формируется сложнее и медленнее и не достигает того высокого уровня, которое наблюдается у нормальных детей.
Если у учащегося нарушен речевой слух, то, понятно, ему очень трудно научиться читать и писать. Овладевать письмом он также не в состоянии, так как не знает, какой звук обозначает та или иная буква. Задача осложняется еще и тем, что ученик должен правильно уловить определенный звук и представить его в виде знака (буквы) в быстром потоке воспринимаемой им речи.
Данная программа предназначена по коррекции чтения и письма по типу ретардации. Она рассчитана на детей, у которых наблюдается системное недоразвитие речи средней степени при умственной отсталости.
В связи с этим, коррекция системного недоразвития речи является необходимой в структуре логопедической работы с данной категорией детей. Нарушение речи препятствуют полноценному общению с людьми, приводит к речевой неуверенности в себе. Поэтому своевременное преодоление нарушений письменной речи – залог успешного обучения учащихся по всем учебным предметам.
Методологические и теоретические основы программы
Как и любая программа, “Программа логопедических занятий для учащихся 1-7 классов школы VIII вида” имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней:
- гуманизма- вера и возможности ребенка, субъективного, позитивного подхода;
- системности- рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающего субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;
- реалистичности-учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;
- деятельностного подхода- опоры коррекционно- развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;
- индивидуально- дифференцированного подхода- изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, целей работы;
- системного подхода- взаимосвязь коррекционно-развивающих воздействий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.
Теоретические положения программы:
· Принцип развития, предполагающий анализ процесса возникновения дефекта (по Л.С. Выготскому)
· Комплексный и системный подход. Направленность логопедической работы на всю речевую систему в целом, а также на развитие психических функций.
· Принцип учета этиологии, механизмов, структуры речевого нарушения, степени выраженности речевого дефекта.
· Принцип учета поэтапности формирования речевых умений (по П.Я.Гальперину, А.Н.Леонтьеву).
· Взаимосвязи развития речи и познавательных процессов; мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации) и других психических процессов и функций;
· Принцип деятельностного подхода (с учетом структуры деятельности по А.Н. Леонтьеву: мотивационно-целевой – операциональный – этап контроля).
· Современные научные положения о тесной связи в развитии перцептивных и моторных функций (Б.Г. Ананьев, А.В. Запорожец и др.); теория взаимодействия речевой и ручной моторики (М.М. Кольцова, Н.И. Кузьмина, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Л.В. Фомина и др.).
· Принцип дифференцированного подхода.
· Онтогенетической принцип (последовательность коррекционной работы определяется последовательностью ее развития в онтогенезе).
· Кроме того, в коррекционной работе по преодолению общего недоразвития речи учитываются и общие дидактические принципы: наглядности, доступности, сознательности и др.
Содержание программы
Цель программы- коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей-логопатов.
Основные задачи программы:
1.Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей учащихся.
2.Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррецию дефектов устной и письменной речи.
3.Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития учащихся.
4.Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.
Организация работы по программе
Коррекция нарушений речи учащихся школы VIII вида требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане специального коррекционного образовательного учреждения VIII вида предусмотрены часы логопедических занятий.
Учитель-логопед комплектует подгруппы по признаку однородности речевого нарушения у учащихся, по возможности. Основной формой являются подгрупповые занятия. На занятия с подгруппой обучающихся отводится, как правило 20 минут.
Количество часов указанных в программе примерное и может варироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.
Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе.
Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение тематики в каждом классе, на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза.
Программа состоит из следующих разделов:
- коррекция звукопроизношения;
- коррекция фонематических процессов;
- коррекционная работа на лексическом уровне;
- коррекционная работа на синтаксическом уровне;
- совершенствование связной речи.
Коррекция звукопроизношения проводится в I классе и состоит из предварительного этапа, задачей которого является подготовить учащихся к овладению звуковой стороной речи, и этапа постановки звуков, на котором отрабатываются произносительные навыки и слухопроизносительные дифференцировки свистящих, шипящих звуков, соноров Р и Л, заднеязычных согласных.
В 1 классе занятия проводятся 4 раза подгрупповые и индивидуально
Содержание занятий в 1 классе
1 класс
КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
Обследование учащихся.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП. Развитие ручной моторики, развитие ритма, развитие дыхания, развитие речевого дыхания и голоса, развитие артикуляционной моторики, развитие слухового восприятия и внимания,
УТОЧНЕНИЕ АРТИКУЛЯЦИИ СОХРАННЫХ ЗВУКОВ (при нарушенном произношении - постановка и автоматизация): гласных А, У, Ы, О, И, Э, губных согласных П, Б, М, переднеязычных согласных Т.Д.Н,
губно-зубных согласных В, Ф,
КОРРЕКЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ
Постановка и автоматизация звуков С, СЬ, 3, ЗЬ, Ц.
Слухопроизносительная дифференциация звуков С-СЬ, 3-ЗЬ, С-Ц.
КОРРЕКЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ.
Постановка и автоматизация звуков Ш, Ж, Ч Щ.
Слухопроизносительная дифференциация звуков Ш - Ж, Ч-Щ, Ш - Щ. КОРРЕКЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ Л, ЛЬ, Р, РЬ.
Постановка и автоматизация звуков Л, ЛЬ, Р, РЬ.
Слухопроизносительная дифференциация звуков Л-ЛЬ, Р-РЬ, Л-Р (ЛЬ-РЬ).
КОРРЕКЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА Й,
Постановка и автоматизация звука Й. Слухопроизносительная дифференциация звуков ЛЬ - Й.
КОРРЕКЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗАДНЕЯЗЫЧНЫХ ЗВУКОВ
Постановка и автоматизация звуков К, Г, X,, Слухопроизносительная дифференциация звуков Г-К-Х.
Итог работы - выступление детей на логопедическом утренника.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ
УЧАЩИХСЯ
1 класс.
Учащиеся должны уметь:
- различать на слух и в произношении звуки;
- слушать небольшую сказку, загадку, рассказ;
- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, используя поставленные звуки, знать наизусть 3-4 стихотворения.
Тематическое планирование логопедических занятий 1 класс.
№ урока |
Тема урока 1 четверть. |
Дата |
Коррекционные цели |
||
план |
факт |
||||
1. |
Обследование речи учащихся. |
|
|
Результаты обследования речи |
|
2. |
Обследование речи учащихся. |
|
|
||
3. |
Обследование речи учащихся. |
|
|
||
4. |
Обследование речи учащихся. |
|
|
||
5. |
Обследование речи учащихся. |
|
|
||
6. |
Обследование речи учащихся. |
|
|
||
7. |
Обследование речи учащихся. |
|
|
||
8. |
Обследование речи учащихся. |
|
|
||
9. |
Развитие артикуляционного аппарата. |
|
|
Развитие артикуляционного аппарата, дыхания |
|
10. |
Дыхательные упражнения. |
|
|
||
11. |
Развитие мелкой моторики руки. |
|
|
||
12. |
Мир звуков. Речевые и неречевые звуки. |
|
|
Развитие слухового внимания |
|
13. |
Наша речь. Развитие слухового внимания. Экскурсия «Моя школа». |
|
|
||
14. |
Развитие слухового внимания. |
|
|
||
15. |
Обучение составлению предложений. |
|
|
Развитие фразы, связной речи |
|
16. |
Составление предложений по демонстрации действий. |
|
|
||
17. |
Составление предложений по картинке .Предложения о животных. |
|
|
||
18. |
Составление предложений по графической схеме. |
|
|
||
19. |
Сказка «Репка». Рассказывание сказки. |
|
|
||
20. |
Сказка «Колобок». Рассказывание сказки. |
|
|
||
21. |
Сказка «Курочка ряба». |
|
|
||
22. |
Звук и буква А. |
|
|
Развитие фонематических процессов
|
|
23. |
Звук и буква У. |
|
|
||
24. |
Слоги и слова с буквами А и У. Звукобуквенный анализ слов. |
|
|
||
25. |
Звук и буква О. |
|
|
||
26. |
Звук и буква ы. |
|
|
||
27. |
Звук и буква М. |
|
|
||
28. |
Солги и слова с изученными буквами. Звукобуквенный анализ слов. |
|
|
||
29. |
Дифференциация М - Н. |
|
|
Развитие слухового восприятия, дифференциация изученных звуков |
|
30. |
Звук и буква С. |
|
|
||
31. |
Звук и буква Ш. |
|
|
||
32. |
Дифференциация С-Ш. |
|
|
||
33. |
Звук и буква Л. |
|
|
||
34. |
Звук и буква Р. |
|
|
||
35. |
Дифференциация Л-Р. |
|
|
||
36. |
Повторение изученных букв. Составление слов с изученными буквами. |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 четверть. |
|
|
|||
1. |
Звук и буква К. |
|
|
Развитие фонематических процессов, слухового восприятия, самоконтроля |
|
2. |
Звук и буква П. |
|
|
||
3. |
Дифференциация К –П. |
|
|
||
4. |
Звук и буква Т. |
|
|
||
5. |
Дифференциация букв П – Т. |
|
|
||
6. |
Звук и буква И. |
|
|
||
7. |
Дифференциация букв И – ы. |
|
|
||
8. |
Слог ШИ. |
|
|
||
9. |
Звук и буква З. |
|
|
||
10. |
Дифференциация С – З. |
|
|
||
11. |
Звук и буква В. |
|
|
||
12. |
Звук и буква Ж. |
|
|
||
13. |
Слог ЖИ. |
|
|
||
14. |
Слоги ШИ и ЖИ. |
|
|
||
15. |
Дифференциация Ж – Ш. |
|
|
||
16. |
Звук и буква Б. |
|
|
||
17. |
Дифференциация Б –П. |
|
|
||
18. |
Звук и буква Г. |
|
|
||
19. |
Дифференциация Г – К. |
|
|
||
20. |
Слоги и слова с изученными буквами. |
|
|
||
21. |
Звукобуквенный анализ слов с изученными буквами. |
|
|
Анализ и синтез слов, развитие самоконтроля |
|
22. |
Слог. Деление слов на слоги. |
|
|
||
23. |
Односложные и многосложные слова. |
|
|
||
24. |
Игра «Доскажи словечко». |
|
|
||
25. |
Подбор слов, подходящих по смыслу. |
|
|
Развитие грамматического строя речи |
|
26. |
Составление рассказа по предложенному плану. |
|
|
||
27. |
Описание предмета по плану. |
|
|
Развития воображения |
|
28. |
Описание любимой игрушки. |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 четверть. |
|
|
|||
1. |
Определение первого звука в односложных словах. |
|
|
Развитие слухового восприятия |
|
2. |
Определение согласного звука в односложных словах. |
|
|
||
3. |
Слова – обобщения «Школьные вещи». |
|
|
Обогащение словаря по лексике, по многозначности |
|
4. |
«Слово» как части предложения.. |
|
|
||
5. |
Одушевлённые предметы |
|
|
||
6. |
Неодушевлённые предметы. |
|
|
||
7. |
Различение слов, обозначающих одушевлённые и неодушевлённые предметы. |
|
|
||
8. |
Звук и буква Д. |
|
|
||
9. |
Слова с буквой Д. Анализ слов. |
|
|
Дифференциация парных согласных звуков
Развитие самоконтроля
Анализ и синтез слов |
|
10. |
Дифференциация Д – Т. |
|
|
||
11. |
Звук и буква Й. |
|
|
||
12. |
Слова с буквой Й. |
|
|
||
13. |
Звукобуквенный анализ слов с буквой Й. |
|
|
||
14. |
БукваЬ. |
|
|
||
15. |
Слова с буквой Ь. |
|
|
||
16. |
Звукобуквенный анализ слов с буквой Ь. |
|
|
||
17. |
Звук и буква Е. |
|
|
||
18. |
Слоги и слова с буквой Е. |
|
|
||
19. |
Звукобуквенный анализ слов с буквой Е. |
|
|
Дифференциация согласных и гласных звуков |
|
20. |
Звук и буква Ё. |
|
|
||
21. |
Слова с буквой Ё. Звукобуквенный анализ слов с буквой Ё. |
|
|
||
22. |
Дифференциация О – Ё. |
|
|
||
23. |
Дифференциация гласных и согласных звуков. |
|
|
||
24. |
Темпо – ритмический рисунок слова. |
|
|
Развитие темпо - ритмического рисунка слова |
|
25. |
Гласные и согласные звуки. Игра «На лесной полянке». |
|
|
Развитие аналитического мышления на материале слогов и звуков. |
|
26. |
Подсчёт произносимых в одном ряду гласных и согласных звуков. |
|
|
||
27. |
Воспроизведение цепочек слогов, состоящих из разных звуков. |
|
|
||
28. |
Игры с использованием гласных и согласных звуков. Выделение гласного звука из звукового потока. |
|
|
||
29. |
Игры с использованием гласных и согласных звуков. Выделение согласного звука из звукового потока. |
|
|
||
30. |
Игры с использованием гласных и согласных звуков. |
|
|
||
31. |
«Собери слово» составление слогов |
|
|
Синтез слов |
|
32. |
«Собери слово» составление слов. |
|
|
||
33. |
Образование двусложных слов с открытыми слогами путём добавления гласного звука к односложным словам. |
|
|
Обогащения словаря за счет образования словосочетаний, развитие фонематического восприятия. |
|
34. |
Соотношение количества слогов и количества гласных звуков в словах. |
|
|
||
35. |
Выделение первого гласного. |
|
|
||
36. |
Выделение согласного звука в словах. |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 четверть. |
|
|
|||
1. |
Звук и буква Я. |
|
|
Звукобуквенный анализ слов, обобщение , сравнение признаков, обобщение общих признаков на материале слов |
|
2. |
Слоги и слова с буквой Я. |
|
|
||
3. |
Звукобуквенный анализ слов с букой Я. |
|
|
||
4. |
Дифференциация А – Я. |
|
|
||
5. |
Деление слов на слоги: с подсчётом гласных звуков. |
|
|
||
6. |
Звук и буква Ю. |
|
|
||
7. |
Слова с буквой Ю. |
|
|
||
8. |
Звукобуквенный анализ слов и предложений с буквой Ю. |
|
|
||
9. |
Дифференциация У – Ю. |
|
|
||
10. |
Сходство и различие слов по звучанию: сон – сын, кот – кит, сам – сом. |
|
|
Сравнение , выделение общего и оразличного |
|
11. |
Сходство и различие слов по звучанию: сом – сок, сын – сыр. |
|
|
||
12. |
Звук собственного имени, обозначение его буквой. |
|
|
Дифференциация звуков по акустическим признакам, развитие фразы |
|
13. |
Звук и буква Ц. |
|
|
||
14. |
Дифференциация С – Ц. |
|
|
||
15. |
Звук и буква Ч. |
|
|
||
16. |
Слова и предложения с буквами Ц и Ч. Анализ слов. |
|
|
||
17. |
Звук и буква Щ. |
|
|
||
18. |
Дифференциация С –Щ. |
|
|
||
19. |
Дифференциация Ч – Щ. |
|
|
Дифференциация букв по оптическим признакам на письме |
|
20. |
Звук и буква Ф. |
|
|
||
21. |
Дифференциация В – Ф. |
|
|
||
22. |
Звук и буква Э. |
|
|
||
23. |
Дифференциация Э – Е. |
|
|
||
24. |
Составление предложений по сюжетным картинкам по теме» Каникулы». |
|
|
Развитие связного высказывания по теме. |
|
25. |
Обследование речи. |
|
|
Отслеживание результатов коррекции детей логопатов |
|
26. |
Обследование речи. |
|
|
||
27. |
Обследование речи |
|
|
||
28. |
Обследование речи |
|
|
||
29. |
Обследование речи |
|
|
||
30. |
Обследование речи. |
|
|
||
31. |
Обследование речи |
|
|
||
32. |
Обследование речи |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Контролирующие материалы.
Сборник ко