Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Подготовительный. 1 – 4 классы. под редакцией В. Воронковой 2009г.и в соответствии с Положением о рабочей программе учителя МКС(К)ОУ VIII вида школы – интерната №5 г. Аши. Программа рассмотрена на заседании педагогического совета (протокол №01 от 30.08.2013г).
Предмет: логопедические занятия.
Учитель – логопед: Токарева Н. В.
2 класс
Количество часов по программе:136ч
Количество часов в неделю по учебному плану:4ч
Количество часов за год:136ч
Диагностическое обследование: 16ч
Содержание программы.
Логопедическая работа в школе VIII вида занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с интеллектуальной недостаточностью.
Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребенка, направленной на изменение самого себя как субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка ( произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.
У учащихся с системным недоразвитием речи при умственной отсталости мономорфное нарушение произношения, недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа, ограниченный словарный запас, аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения, недостаток формирования связной речи ( в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение последовательности событий. Овладение письмом и чтением учащихся с системным недоразвитием речи характеризуется, прежде всего, значительным качественным своеобразием на всех этапах формирования этих навыков.
Для учащихся сложным является усвоение букв. Этот связано с особенностью их зрительного восприятия, с трудностями различения и запоминания букв, с нечеткостью акустических образов соответствующих звуков. Особенно затрудняет учащихся процесс слияния звуков в слоги. У них с трудом формируется обобщенное представление о слоге. У учащихся с системным недоразвитием речи взаимодействие зрительных, кинестетических и слуховых образов формируется сложнее и медленнее и не достигает того высокого уровня, которое наблюдается у нормальных детей.
Если у учащегося нарушен речевой слух, то, понятно, ему очень трудно научиться читать и писать. Овладевать письмом он также не в состоянии, так как не знает, какой звук обозначает та или иная буква. Задача осложняется еще и тем, что ученик должен правильно уловить определенный звук и представить его в виде знака (буквы) в быстром потоке воспринимаемой им речи.
Данная программа предназначена по коррекции чтения и письма по типу ретардации. Она рассчитана на детей, у которых наблюдается системное недоразвитие речи средней степени при умственной отсталости.
В связи с этим, коррекция системного недоразвития речи является необходимой в структуре логопедической работы с данной категорией детей. Нарушение речи препятствуют полноценному общению с людьми, приводит к речевой неуверенности в себе. Поэтому своевременное преодоление нарушений письменной речи – залог успешного обучения учащихся по всем учебным предметам.
Методологические и теоретические основы программы
Как и любая программа, “Программа логопедических занятий для учащихся 1-7 классов школы VIII вида” имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней:
- гуманизма- вера и возможности ребенка, субъективного, позитивного подхода;
- системности- рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающего субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;
- реалистичности-учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;
- деятельностного подхода- опоры коррекционно- развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;
- индивидуально- дифференцированного подхода- изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, целей работы;
- системного подхода- взаимосвязь коррекционно-развивающих воздействий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.
Теоретические положения программы:
· Принцип развития, предполагающий анализ процесса возникновения дефекта (по Л.С. Выготскому)
· Комплексный и системный подход. Направленность логопедической работы на всю речевую систему в целом, а также на развитие психических функций.
· Принцип учета этиологии, механизмов, структуры речевого нарушения, степени выраженности речевого дефекта.
· Принцип учета поэтапности формирования речевых умений (по П.Я.Гальперину, А.Н.Леонтьеву).
· Взаимосвязи развития речи и познавательных процессов; мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации) и других психических процессов и функций;
· Принцип деятельностного подхода (с учетом структуры деятельности по А.Н. Леонтьеву: мотивационно-целевой – операциональный – этап контроля).
· Современные научные положения о тесной связи в развитии перцептивных и моторных функций (Б.Г. Ананьев, А.В. Запорожец и др.); теория взаимодействия речевой и ручной моторики (М.М. Кольцова, Н.И. Кузьмина, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Л.В. Фомина и др.).
· Принцип дифференцированного подхода.
· Онтогенетической принцип (последовательность коррекционной работы определяется последовательностью ее развития в онтогенезе).
· Кроме того, в коррекционной работе по преодолению общего недоразвития речи учитываются и общие дидактические принципы: наглядности, доступности, сознательности и др.
Содержание программы
Цель программы- коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей-логопатов.
Основные задачи программы:
1.Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей учащихся.
2.Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.
3.Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития учащихся.
4.Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.
Организация работы по программе
Коррекция нарушений речи учащихся школы VIII вида требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане специального коррекционного образовательного учреждения VIII вида предусмотрены часы логопедических занятий.
Учитель-логопед комплектует подгруппы по признаку однородности речевого нарушения у учащихся, по возможности. Основной формой являются подгрупповые занятия. На занятия с подгруппой обучающихся отводится, как правило 20 минут.
Количество часов указанных в программе примерное и может варироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.
Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе.
Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение тематики в каждом классе, на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза.
Программа состоит из следующих разделов:
- коррекция звукопроизношения;
- коррекция фонематических процессов;
- коррекционная работа на лексическом уровне;
- коррекционная работа на синтаксическом уровне;
- совершенствование связной речи.
Коррекционная работа на фонематическом уровне проводится со 2 по 4 классы. Задачей этого раздела является устранение фонематической дислексии, мнестической дислексии, акустической дисграфии и дисграфии, связанной с нарушением различных форм языкового анализа и синтеза. Программа включает разделы, направленные на формирование слогового и звукового анализа и синтеза слов, дифференциацию твёрдых и мягких согласных (2 класс), звонких и глухих, свистящих и шипящих согласных (3 класс), сонорных Р и Л, заднеязычных согласных, а также букв, имеющих оптическое сходcтво.
Во 2 классе занятия проводятся 4 раза подгрупповые и индивидуально
2 класс
(4 часа в неделю)
УСТРАНЕНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ ДИСЛЕКСИИ И ДИСГРАФИИ НА ПОЧВЕ НАРУШЕНИЙ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
УСТРАНЕНИЕ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ.
Обследование учащихся.
РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
РАЗВИТИЕ АНАЛИЗА СТРУКТУРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
РАЗБИТИЕ СЛОГОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
Органы речи. Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки.
Звуки и буквы А, О, У, Ы, И, Э. Выделение первого звука а слове. Выделение гласных звуков из слогов, слов, слоговый анализ и синтез слов,
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
Особенности артикуляции согласных звуков. Выделение первого согласного звука из слова. Выделение последнего согласного звука. Определение места согласного звука в слове. Анализ и синтез слогов различной структуры, анализ и синтез слов различной
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ М-МЬ, Н-НЬ, Б-БЬ, П-ПЬ, В-ВЬ, Ф-ФЬ, Г-ГЬ, К-КЬ, Д-ДЬ, Т-ТЬ, 3-ЗЬ, С-СЬ, Х-ХЬ, Л-ЛЬ, Р-РЬ.
Обозначение мягкости согласных посредством гласных 2-го ряда.
Буквы А - Я 0-Ё, У-Ю, Ы-И. Обозначение мягкости согласных посредством буквы Ь.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ
УЧАЩИХСЯ
2 класс.
Учащиеся должны уметь:
- анализировать слова по слоговому и звуковому составу;
- различать гласные и согласные звуки;
- различать твердые и мягкие согласные.
Тематическое планирование логопедических занятий 2 класс.
№ урока |
Тема урока 1 четверть. |
Дата |
||||||||
план |
факт |
Коррекционные цели |
||||||||
1. |
Обследование речи учащихся. |
|
|
Выявить уровень речевого развития детей. |
||||||
2. |
Обследование речи учащихся. |
|
|
|||||||
3., |
Обследование речи учащихся. |
|
|
|||||||
4. |
Обследование речи учащихся. |
|
|
|||||||
5. |
Обследование речи учащихся. |
|
|
|||||||
6. |
Обследование речи учащихся. |
|
|
|||||||
7. |
Обследование речи учащихся. |
|
|
|||||||
8. |
Обследование речи учащихся. |
|
|
|||||||
9. |
Органы речи. Артикуляционные упржнения. |
|
|
Развитие артикуляционной моторики, ручной, дыхания |
||||||
10. |
Дыхательные упражнения. |
|
|
|||||||
11. |
Развитие мелкой моторики руки. |
|
|
|||||||
12. |
Звукобуквенный анализ слов. Звук и буква А. |
|
|
Звуковой анализ слова, выделение звука, соотнесение с буковй. |
||||||
13. |
Звукобуквенный анализ слов. Звук и буква У. |
|
|
|||||||
14. |
Звукобуквенный анализ слов. Звук и буква О. |
|
|
|||||||
15. |
Звукобуквенный анализ слов. Звук и буква ы. |
|
|
|||||||
16. |
Звукобуквенный анализ слов. Звук и буква И. |
|
|
|||||||
17. |
Звукобуквенный анализ слов. .Звук и буква Я. |
|
|
|||||||
18. |
Звукобуквенный анализ слов. .Звук и буква Ю. |
|
|
|||||||
19. |
Звукобуквенный анализ слов. .Звук и буква Е. |
|
|
|||||||
20. |
Звукобуквенный анализ слов. .Звук и буква Ё. |
|
|
|||||||
21. |
Звукобуквенный анализ слов. Буквы Р – Л. |
|
|
Дифференциация звуков по акустическим, букв по оптическим признакам
|
||||||
22. |
Звукобуквенный анализ слов. Буквы М – Н. |
|
|
|||||||
23. |
Звукобуквенный анализ слов. Буквы Б - П. |
|
|
|||||||
24. |
Звукобуквенный анализ слов. Буквы Г – К. |
|
|
|||||||
25. |
Звукобуквенный анализ слов. Буквы В - Ф. |
|
|
|||||||
26. |
Звукобуквенный анализ слов. Буквы Д – Т. |
|
|
|||||||
27. |
Звукобуквенный анализ слов. Буквы З – С. |
|
|
|||||||
28. |
Звукобуквенный анализ слов. Буквы Ж – Ш. |
|
|
|||||||
29. |
Слоговой анализ слов. |
|
|
Развитие слогового анализа и синтеза слов |
||||||
30. |
Слоговой анализ двусложных слов. |
|
|
|||||||
31. |
Слоговой анализ трёхсложных слов. |
|
|
|||||||
32. |
Дифференциация одн -, двух -, трёхсложных слов. Развитие слогового анализа и синтеза слов. |
|
|
|||||||
33. |
Удврение. Ударный слог. |
|
|
Дифференциация гласных букв на письме. |
||||||
34. |
Дифференциация о – а в слогах, словах. |
|
|
|||||||
35. |
Дифференциация о – а в предложениях и тексте. |
|
|
|||||||
36. |
Дифференциация у – и в слогах, словах |
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
, |
|
||||||
2 четверть. |
|
|
||||||||
1. |
Дифференциация у – и в предложениях и тексте. |
|
|
Коррекция оптической дисграфии, развитие пространственной ориентации
Сравнение, сопоставление, выделение существенных признаков |
||||||
2. |
Дифференциация и – ш в слогах и словах.. |
|
|
|||||||
3. |
Дифференциация и – ш в предложениях и тексте. |
|
|
|||||||
4. |
Дифференциация б – д вслогах, словах. |
|
|
|||||||
5. |
Дифференциация букв б – д в предложениях и тексте. |
|
|
|||||||
6. |
Дифференциация п –т в слогах и словах. |
|
|
|||||||
7. |
Дифференциация букв п – т в предложениях и тексте. |
|
|
|||||||
8. |
Дифференциация л – м в слогах , словах. |
|
|
|||||||
9. |
Дифференциация л – м в предложениях и тексте. |
|
|
|||||||
10. |
Дифференциацияк – н в слогах, словах. |
|
|
|||||||
11. |
Дифференциация к – н в предложениях и тексте. |
|
|
|||||||
12. |
Дифференциация ш – щ в слогах, словах. |
|
|
|||||||
13. |
Дифференциация ш – щ в предложениях и тексте. |
|
|
|||||||
14. |
Дифференциация и – ц в слогах и словах. |
|
|
|||||||
15. |
Дифференциация и – ц в предложениях и тексте. |
|
|
|||||||
16. |
Дифференциация ц – щ в слогах, словах. |
|
|
Развитие самоконтроля |
||||||
17. |
Дифференциация ц – щ в предложениях и тексте. |
|
|
|||||||
18. |
Дифференциация з – е в слогах, словах. |
|
|
|||||||
19. |
Дифференциация з – е в предложениях и тексте. |
|
|
|||||||
20. |
Звуки гласные и согласные. |
|
|
Дифференциация гласных и согласных звуков |
||||||
21. |
Выделение первого звука в слове. |
|
|
Слоговой анализ и синтез слов |
||||||
22. |
Выделение гласных звуков из слогов, слов. |
|
|
|||||||
23. |
Слоговой анализ и синтез слов. |
|
|
|||||||
24. |
Особенности артикуляции согласных звуков. |
|
|
Развитие фонематического восприятия на основе упражнений в выделении звуков по интсрукции |
||||||
25. |
Выделение первого согласного звука из слова. |
|
|
|||||||
26. |
Выделение последнего согласного звука в слове. |
|
|
|||||||
27. |
Определение места согласного звука в слове. |
|
|
|||||||
28. |
Анализ и синтез слов различной слоговой структуры. |
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
||||||
3 четверть. |
|
|
||||||||
1. |
Дифференциация гласных а,о,ы,у,э – я,ё,и,е,е. |
|
|
Дифференциация гласных на письме по твердости и мягкости. |
||||||
2. |
Дифференциация гласных а –я в слогах, словах.. |
|
|
|||||||
3. |
Дифференциация гласных а – я в предложениях и тексте. |
|
|
|||||||
4. |
Дифференциация гласных у –ю в слогах, словах. |
|
|
|||||||
5. |
Диффференциация гласных у – ю в предложениях, тексте. |
|
|
|||||||
6. |
Дифференциация гласных о - ё в слогах, словах. |
|
|
|||||||
7. |
Дифференциация гласных о – ё в предложениях, тексте. |
|
|
|||||||
8. |
Дифференциация гласных ы – и в слогах, словах. |
|
|
|||||||
9. |
Дифференциация гласных ы – и в предложениях, тексте. |
|
|
|||||||
10. |
Дифференциация Д – Т. |
|
|
|
||||||
11. |
Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака на конце слов. |
|
|
Развитие внимания учащихся |
||||||
12. |
Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака в середине слова. |
|
|
|||||||
13. |
Дифференциация б –бь. |
|
|
Развитие самоконтроля |
||||||
14. |
Дифференциация п –пь. |
|
|
|||||||
15. |
Дифференциация б –бь, п – пь. |
|
|
|||||||
16. |
Дифференциация в – вь. |
|
|
|||||||
17. |
Дифференциация ф – фь. |
|
|
Дифференциация твердых и мягких согласных в устной речи и на письме |
||||||
18. |
Дифференциация в – вь, ф – фь. |
|
|
|||||||
19. |
Дифференциация г – гь. |
|
|
|||||||
20. |
Дифференциация к –кь. |
|
|
|||||||
21. |
Дифференциация х - хь. |
|
|
|||||||
22. |
Дифференциация г –гь, к – кь, х - хь. |
|
|
|||||||
23. |
Дифференциация д –дь. |
|
|
|||||||
24. |
Дифференциация т- ть. |
|
|
|||||||
25. |
Дифференциация д –дь, т – ть. |
|
|
|||||||
26. |
Дифференциация з –зь. |
|
|
|||||||
27. |
Дифференциация с –сь. |
|
|
|||||||
28. |
Дифференциация з –зь, с - сь. |
|
|
|||||||
29. |
Звук и буква Ш. |
|
|
Развитие слухового контроля |
||||||
30. |
Звук и буква Ж. |
|
|
|||||||
31. |
Дифференциация ш – ж в слогах, словах. |
|
|
|||||||
32. |
Димфференциация звуков ш – ж в предложениях, тексте. |
|
|
|||||||
33. |
Дифференциация о –у. |
|
|
Развитие фонематических процессов на основе упражнений в дифференциации смешиваемых фонем |
||||||
34. |
Диффренциация ё – у. |
|
|
|||||||
35. |
Дифференциация р – рь. |
|
|
|||||||
36. |
Дифференциация л –ль. |
|
|
|||||||
37. |
Дифференциация р – рь, л – ль слогах, словах. |
|
|
|||||||
38. |
Дифференциация р – рь, л – ль в предложениях. |
|
|
|||||||
39. |
Дифференциация р – рь, л – ль в тексте. |
|
|
|||||||
40. |
Дифференциация с – ш в слогах, словах.. |
|
|
|||||||
4 четверть. |
|
|
||||||||
1. |
Дифференциация с- ш в предложениях, тексте. |
|
|
Дифференциация звуков по акустико – артикуляционному сходству (сравнение, сопоствление). |
||||||
2. |
Дифференциация з – ж в слогах, словах. |
|
|
|||||||
3. |
Дифференциация з –ж в предложениях, тексте. |
|
|
|||||||
4. |
Дифференциация с – ц в слогах, словах. |
|
|
|||||||
5. |
Дифференциация с – ц в предложениях,тексте. |
|
|
|||||||
6. |
Дифференциация ч – щ в слогах, словах. |
|
|
|||||||
7. |
Дифференциация ч – щ в предложениях, в тексте. |
|
|
|||||||
8. |
Дифференциация ч – ть в слогах, словах. |
|
|
|||||||
9. |
Дифференциация ч – ть в предложениях, тексте. |
|
|
|||||||
10. |
Дифференциация ч – ш в слогах, словах. |
|
|
|||||||
11. |
Дифференциация ч – ш в предложениях, тексте. |
|
|
|||||||
12. |
Слог. Деление слов на слоги. Перенос слов. |
|
|
|
||||||
13. |
Перенос слов по слогам. |
|
|
Развитие слухового восприятия, зрительной памяти при дифференциации групп звуков |
||||||
14. |
Звук и буква Й. Слова с буквой Й. |
|
|
|||||||
15. |
Дифференциация и –Й в слогах, словах. |
|
|
|||||||
16. |
Дифференциация и – й в предложениях, тексте. |
|
|
|||||||
17. |
Дифференциация ль – й в словах. |
|
|
|||||||
18. |
Дифференциация ль – й в предложениях, тексте. |
|
|
|||||||
19. |
Составление предложение о школе. |
|
|
Развитие диалогической речи, связных высказываний |
||||||
20. |
Составление ответов на вопросы. |
|
|
|||||||
21. |
Знакомство с диалогической речью. |
|
|
|||||||
22. |
Тренировочные упражнения в диалоге. |
|
|
|||||||
23. |
Восстановление деформированного текста (последовательность событий). |
|
|
|||||||
24. |
Составление предложений по вопросам. |
|
|
|||||||
25. |
Обследование речи. |
|
|
Отслеживание динамики речевого развития детей. |
||||||
26. |
Обследование речи. |
|
|
|||||||
27. |
Обследование речи |
|
|
|||||||
28. |
Обследование речи |
|
|
|||||||
29. |
Обследование речи |
|
|
Copyright MyCorp © 2025 |
Бесплатный хостинг uCoz |