Выводы.
Таким образам, важно начинать работу по развитию моторных процессов с раннего возраста, с 6 – 7 месяцев и продолжать ее в течение всего дошкольного периода, это ведет к предупреждению моторных нарушений у детей в младшем школьном возрасте. Недостаточное сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста приводит к возникновению различных трудностей в ходе начального обучения.
Система игр и упражнений по развитию мелкой моторики.
В настоящее время рядом исследователей (М.И.Кольцова, Е.И.Исенина, А.В.Антакова-Фомина и др.) доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ установили, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Тесную связь пальцевой моторики с работой речевых зон подтверждает и тот факт, что переучивание левшей в дошкольном возрасте нередко является одной из причин возникновения у них заикания. В специальной литературе (Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева, М.В.Ипполитова, О.С.Бот) имеется описание приёмов для развития и совершенствования моторики пальцев рук у детей с нарушениями речи, приведены разнообразные игры и упражнения, помогающие этому.
Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по развитию пальцевой моторики регулярной, выделив для этого время в процессе учебной деятельности и в процессе режимных моментов.
Оптимальным является использование в указанных целях физкультминуток. Физкультминутка как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением. Если проводить пальцевую гимнастику стоя, примерно в середине урока, такая гимнастика послужит сразу двум важным целям и не потребует дополнительного времени.
Традиционно физкультминутки проводятся в сочетании движений с речью детей. Для детей с недоразвитием речи проговаривание стихов одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Сочетание пальцевых упражнений с речевым сопровождением в стихотворной форме позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта. В ходе физкультминуток детям предлагается как бы «конструировать» из пальцев различные предметы и объекты. Дети изображают зайцев, собак, кошек, деревья и т.п. Такая необычная игровая деятельность у ребят вызывает ярко выраженный интерес и эмоциональный настрой. Это позволяет предельно мобилизовать их внимание. Желание детей быстро и точно воспроизвести пальцевую фигуру стимулирует запоминание.
Таким образом, включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физкультминутки на занятиях воспитателей играет положительную роль в коррекционном обучении детей с нарушениями речи.
Основные пути развития и совершенствования тонкой моторики:
- Ежедневная пальчиковая гимнастика:
Пальчиковая гимнастика.
Предлагаемая пальчиковая гимнастика состоит из пяти комплексов упражнений. Каждый комплекс разучивается в течение недели (пять комплексов пять недель). Затем начинается повторение. Предварительно с детьми заучиваются названия пальцев. Каждый комплекс состоит из пяти упражнений и одной потешки. Сначала даются упражнения, а затем потешка. Слушая потешку, дети производят соответствующие движения, постепенно заучивая текст.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМHАСТИКА (комплекс N 1):
- Ладони на столе (на счет "раз-два" пальцы врозь - вместе.)
- Ладошка кулачок ребро (на счет "раз, два, три").
3. Пальчики здороваются (на счет "раз-два-три-четыре-пять" соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и т.д.)
4. Человечек (указательный и средний пальцы правой, а потом левой руки бегают по столу).
Дети бегут наперегонки (движения, как и в четвертом упражнении, но выполняют обе руки одновременно).
Потешка "ПАЛЬЧИК-МАЛЬЧИК".
Пальчик-мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил.
С этим братцем щи варил.
С этим братцем кашу ел.
С этим братцем песни пел.
Педагог показывает большой палец правой руки и говорит, как бы обращаясь к нему: прикасается кончиком большого пальца к кончикам всех пальцев от указательного до мизинца.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМHАСТИКА (комплекс N 2):
- Коза (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой руки).
2. Козлята (то же упражнение, но выполняется одновременно пальцами обеих рук).
3. Очки (образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их).
4. Зайцы (вытянуть вверх указательный и средний пальцы, большой, мизинец и безымянный соединить).
- Деревья (поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы). Потешка "БЕЛКА".
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки,
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Педагог и дети при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМHАСТИКА (комплекс N 3):
- Флажок (большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе).
- Птички (поочередно большой палец соединяется с остальными).
3. Гнездо (соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжать).
4. Цветок (то же, но пальцы разъединены).
- Корни растения (прижать корни-руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз).
Потешка "ЭТОТ ПАЛЬЧИК".
Этот пальчик дедушка,
Этот пальчик бабушка,
Этот пальчик папочка,
Этот пальчик мамочка,
Этот пальчик я,
Вот и вся моя семья.
Детям предлагается согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем, слушая потешку, по очереди разгибать их, начиная с большого пальца. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМHАСТИКА (комплекс N 4):
- Пчела (указательным пальцем правой, а затем и левой руки вращать вокруг).
2. Пчелы (то же упражнение выполняется двумя руками).
3. Лодочка (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв их).
4. Солнечные лучи (скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы).
- Пассажиры в автобусе (скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук вверх, большие пальцы вытянуты вверх).
Потешка "ЭТО ПАЛЬЧИК ХОЧЕТ СПАТЬ...»
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Тише, пальчик, не шуми,
Братиков не разбуди ...
Встали пальчики, ура!
В детский сад идти пора.
Поднять левую руку ладонью к себе и в соответствии с текстом загибать правой рукой по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца. Затем обратиться к большому пальцу, разогнуть все пальчики.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМHАСТИКА (комплекс N 5):
- Замок (на счет "раз" ладони вместе, а насчет "два" пальцы соединяются в "замок").
- Лиса и заяц (лиса "крадется" все пальцы медленно шагают по столу вперед; заяц "убегает" перебирая пальцами, быстро движутся назад).
3. Паук (пальцы согнуты, медленно перебираются по столу).
4. Бабочка (ладони соединить тыльной стороной, махать пальцами, плотно сжатыми вместе).
- Счет до четырех (большой палец соединяется поочередно со всеми остальными).
Потешка "HУ-КА, БРАТЦЫ, ЗА РАБОТУ:
Hу-ка, братцы, за работу!
Покажи свою охоту.
Большому дрова рубить.
Печи все тебе топить.
А тебе воду носить.
А тебе обед варить.
А малышке песни петь.
Песни петь, да плясать,
Родных братьев забавлять.
Дети обращаются к правой руке, согнутой в кулачок, поочередно загибая все пальцы.
а) упражнения выполняются стоя, но меняется исходное положение рук (перед собой, в стороны, вверх);
б) специальные упражнения на столе (выполняются сидя).
Пальчиковые игры и упражнения.
Лесенка.
К кончику большого пальца левой руки прикладывается кончик указательного пальца левой руки. Затем кончик указательного пальца левой руки соединяется с кончиком большого пальца правой руки. Далее все движения повторяются. Движения начинаются на уровне груди, а затем руки поднимаются все выше и выше.
Игру можно проводить также большими пальцами и средними пальцами, большими и указательными пальцами.
Оса
Поднять правую руку, сжатую в кулак, а затем выпрямить указательный палец и вращать им;
то же упражнение проводится указательным пальцем левой руки;
одновременные движения указательных пальцев обеих рук (осы).
Коза и козлята.
Вытянуть указательный палец и мизинец левой руки;
То же движение выполняется пальцами левой руки;
То же движение выполняется пальцами обеих рук.
Двое разговаривают.
Обе руки согнуты в кулак, большие пальцы поднимаются вверх, то сближаются, то удаляются.
Цветок
Ладони находятся в вертикальном положении, нижние части ладоней прижимаются друг к другу, пальцы раскрыты и слегка округлены
Игра на рояле.
Дети последовательно касаются кончиками пальцев стола:
Одним пальцем: 1,2,3,4,5,4,3,2,1.
Двумя пальцами: 1 – 5, 1 – 4, 1 – 3, 1 – 2, 1 –2, 1 – 3, 1 – 4, 1 – 5.
Пальчики «здороваются».
Кончик большого пальца левой руки «здоровается», поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев этой же руки;
то же упражнение выполняется пальцами правой руки;
то же упражнение выполняется одновременно пальцами левой и правой руки;
пальцы левой руки поочередно «здороваются» с пальцами правой руки (большой с большим, указательный с указательным и т. д.).
Пальчики в лесу
Дети держат перед собой левую, а затем правую руку ладонью к себе.
1,2,3,4,5,
Вышли зайчики гулять.
Это пальчик гриб нашел. (Загибают мизинец.)
Этот пальчик чистить стал. (Загибают безымянный палец.)
Этот резал. (Загибают средний палец.)
Этот ел. (Загибают указательный палец.)
Ну, а этот лишь глядел. (Загибают большой палец и щекочут ладошку.)
Этот пальчик.
Дети сгибают пальцы левой руки в кулак.
Этот пальчик – дедушка. (Разгибают большой палец.)
Этот пальчик – бабушка. (Разгибают указательный палец.)
Этот пальчик – папочка. (Разгибают средний палец.)
Этот пальчик – мамочка. (Разгибают безымянный палец.)
Этот пальчик – наш малыш. (Разгибают мизинец.)
Далее игра повторяется с движениями пальцев правой руки.
Дети заучивают стихотворение наизусть и сопровождают движения пальцев соответствующим текстом стихотворения.
Выбор упражнения, дидактического и речевого материала определяется темой занятия.
Упражнения необходимо проводить систематически в течение 3 – 5 минут на каждом занятии.
Дети бегут
Указательный и средний палец правой руки «бегают по столу»;
то же упражнение проводится пальцами левой руки;
то же упражнение проводится одновременно пальцами обеих рук), ти бегут на перегонки).
Очки.
Образовать 2 кружка большим и указательным пальцем обеих рук, а затем соединить их.
Стол.
Левая рука согнута в кулак, а правая рука лежит на ней горизонтально.
Гимнастика для рук.
( из опыта проведения физкультурных минут).
В практику многих учителей-логопедов и воспитателей вошло в привычку проведение физкультурных минут на занятиях и свободной деятельности. Организованные физкультурные минуты призваны снять усталость, создать эмоциональный настрой и включить дошкольников в творческий процесс, подготовить мелкую мускулатуру к работе. Физкультурные минутки могут, проводится в течение 1-2 минут в начале занятия, перед объяснением нового материала, после объяснения – перед практической работой, во время практической деятельности для стимулирования эмоционального настроя.
Физкультурная минутка пройдет более успешно, если будет сопровождаться ритмичной, легкой, веселой музыкой. Упражнения выполняется фронтально, сидя за столом и даются в порядке возрастающей сложности. Во время физкультурной минутки выполняются 4 – 5 упражнений и заканчивают обязательно расслаблением рук (кистей). Каждое упражнение повторяется в течение музыкальной игры или 5-6 раз на счет учителя-логопеда. Приведем эти упражнения.
1. И.п. – руки согнуты в локтях на весу. Пальцы рук с силой сжать в кулак и разжать.
2. И.п. – то же. Вращение каждым пальцем. Пальцы левой руки вращаются влево, пальцы правой – вправо.
3. И.п. – то же. Вращение кистей рук вправо и влево. Правая кисть вращается влево, левая – вправо и наоборот.
4. И.п. – то же. Вращая кистями рук, как в упражнении 3, поднять и опустить руки для исходного положения.
5. И.п. – то же. Круговое вращение рук в локтевых суставах перед собой, к себе и от себя.
6. И.п. – руки с сомкнутыми пальцами ладонями вперед. Отвести большие пальцы рук в сторону и поочередно к ним, начиная с указательного пальца, присоединять все остальные. Далее отвести в сторону мизинцы и по очереди присоединить к ним все остальные пальцы.
7. И.п. – пальцы рук в «замке». Прижать руки к груди, развернуть ладонями вперед, подтянуться руками вперед.
8. И.п. – руки вытянуты вперед, ладони в сторону. Сцепить пальцы рук в «замок», повернуть руки к себе, вернуться к исходной позиции.
9. И.п. – пальцы рук сцеплены в « замок». Свободное движение пальцев в «замке».
10. Расслабить кисти рук, встряхнуть ими в такт музыки или произвольно.
Гимнастика для рук успешно используется на занятиях математики, развития речи, ИЗО, труда, логопедических занятиях. Эффект от проведения подобных упражнений большой.
- Теневой, пальчиковый театр.
Инсценирование сказок (пальчиковый театр).
- Упражнения в обводке контуров предметов, рисование по трафаретам, по клеткам (зрительные и слуховые диктанты), закрашивание контурных предметов ровными линиями и точками, штриховка вертикальная, горизонтальная, наклонная, рисование «петелькой» и «штрихом». (Упражнения выполняются только карандашом.) См. прил. № 6.
- Работа с ножницами: разрезание листа бумаги на части по образцу, по инструкции, вырезывание знакомых геометрических фигур и несложных предметов (мячик, дом, солнышко, ёлка….) по контуру и без него.
вырезание цветных полосок, фигурок по контурам;
- Рисование несложных геометрических фигур, предметов, букв в воздухе и на столе ведущей рукой, затем другой рукой и обеими руками вместе; поочерёдное рисование каждым пальцем одной, затем другой руки.
- рисование различных бордюров из прямых, кривых, волнистых линий, отрезков, геометрических фигур и знакомых предметов
- рисование водой;
На дощечках нарисуйте водой пальчиком рисунок (Лес зимой). Скатывание шарика из бумаги, выполнить рисунок из шариков. Шарики обмакнуть в воду и уложить на дощечку. (Снеговик)
- Работа с пластилином (лепка).
( скатывание шариков, жгутиков, расплющивание шариков, жгутиков в лепешки, самостоятельное творчество детей);
- Печатание букв в тетради.
- Конструирование и работа с мозаикой
- раскладывание и складывание разборных игрушек;
- составление предметных разрезных картинок;
- работа с мозаикой;
1.Конструирование из кубиков домиков, башен и т. д. сначала по образцу, затем по памяти и произвольно.
2. Раскладывание складывание разборных игрушек, пирамид, чашечек, кубиков.
3. Составление предметных разрезных картинок. Сначала даются картинки, разрезанные на 2 части, потом на 3 и на 4. Первоначально складывают по образцу, в дальнейшем – по памяти.
4. Складывание из палочек, спичек геометрических фигур, изображений, букв.
- Выкладывание фигур из спичек (палочек).
ВЫПОЛНЕНИЕ ФИГУРОК ИЗ ПАЛОЧЕК
Квадрат
Четыре палочки сложил
И вот квадратик получил
Треугольник
У треугольника три стороны,
И они могут быть разной длины.
Кубик
У кубика много равных сторон,
Можно построить из кубиков дом.
Трапеция
Трапеция больше на крышу похожа.
Юбку рисуют трапецией тоже.
Взять треугольник и верх удалить-
Трапецию можно и так получить.
- Освоение ремёсел (шитьё, вышивание, вязание, плетение, работа с бисером и пр.).
- Массаж и самомассаж пальцев рук.
Использование видов самомассажа по развитию мелкой моторики.
На основе рекомендаций А.А.Бирюкова были разработаны три комплекса упражнения самомассажа:
1. Самомассаж тыльной стороны кистей рук.
2. Самомассаж ладоней.
3. Самомассаж пальцев рук.
Приведем примеры упражнений каждого из трех комплексов:
1. Дети действуют подушечками четырех пальцев, которые устанавливаются у оснований пальцев тыльной стороны массируемой руки, и пунктирными движениями вперед- назад, смещая кожу примерно на 1 см, постепенно передвигают их к лучезапястному суставу (пунктирное движение)
Утюг
Утюгом разгладим складки, будет все у нас в порядке.
Перегладим все штанишки зайцу, ежику и мишке.
2. Ребром ладони дети имитируют «пиление» по всем направлениям тыльной стороны кисти руки («прямолинейное» движение). Кисть и предплечье располагаются на столе, дети сидят.
Пила
Пили, пила, пили пила! Зима холодная пришла.
Напили нам дров скорее, печь истопим, всех согреем!
3. Основанием кисти делаются вращательные движения в сторону мизинца:
Тесто
Тесто месим, тесто мнем, пирогов мы напечем
И с капустой, и с грибами. – Угостить вас пирогами?
4. Самомассаж кисти руки со стороны ладони. Кисть и предплечье располагаются на столе или на колене, дети сидят. Поглаживание.
Мама
По головке мама гладит сына-малолеточку.
Так нежна ее ладонь, словно вербы веточка.
- Подрастай, сыночек милый, добрым, смелым, честным будь,
Набирай ума и силы и меня не позабудь!
5. Костяшками сжатых в кулак пальцев двигать вверх-вниз и справа налево по ладони массируем руки («прямолинейное» движение).Терка
Дружно маме помогаем, теркой свеклу натираем,
Вместе с мамой варим щи, - Ты вкуснее поищи!
6. Фалангами сжатых в кулак пальцев производится движение по принципу «буравчика» на ладони, массируемой руки.
Дрель
Папа в руки дрель берет, а она жужжит, поет,
Будто мышка-непоседа в стенке дырочку грызет.
7. Самомассаж пальцев рук. Кисть и предплечье массируемой руки располагаются на столе, дети сидят. «Щипцами», образованным согнутыми указательным и средним пальцами, делается хватательное движение на каждое слово стихотворного текста по направлению от ногтевых фаланг к основанию пальцев («прямолинейное» движение).
Клещи
Ухватили клещи гвоздь, выдернуть пытаются.
Может, что-нибудь и выйдет, если постараются!
8. Движется подушечка большого пальца, положенного на тыльную сторону массируемой фаланги, остальные четыре охватывают и поддерживают палец снизу (« спиралевидное» движение).
Барашки
На лугах пасутся «бяшки», раскудрявые барашки.
Целый день все: «Бе да бе», носят шубы на себе.
Шубы в кудрях, погляди, «бяшки» спали в бигуди,
Утром сняли бигуди, попробуй, гладкую найди.
Все кудрявы до одной, бегут кудрявою толпой.
Уж такая у них мода, у бараньего народа.
9. Движения, как при растирании замерзших рук.
Морозко.
Заморозил нас Морозко, влез под теплый воротник,
Как воришка, осторожно в наши валенки проник.
Во второй половине учебного года мы предложили ребятам игровые упражнения с использованием массажеров и мячей маленького размера.
Массажеры представляют собой полусферы из пластмассы с бугристой поверхностью, с ними работают несколько детей, подгруппа одновременно.
Урок
Нажимаем на звонок, начинаем урок: дзынь – дзынь.
Дети поочередно нажимают подушечками пальцев обеих рук на бугорки массажера.
Вот разгладим мы ладошки, поработаем немножко.
Правой, затем левой ладонью проводят по всей поверхности массажера, делая движения «вперед – назад».
И по кругу проведем, каждый пальчик разомнем,
Раскрытой рукой, правой, затем левой, проводят по всей поверхности массажера круговым движением.
А теперь бежит дорога по ухабам, между пней,
Прогуляемся немного, станут пальчики сильней: вот так.
Дети поочередно подушечкой каждого пальца «пробегают по дорожке» массажера по направлению к себе.
Снова гладим мы ладошки, поработаем немножко.
Упражнения повторяются.
И по кругу проведем, каждый пальчик разомнем.
Вот опять звенит звонок, и кончается урок: дзынь дзынь.
2. Сжимание и разжимание в ладони маленьких резиновых мячей:
Крепко мячики сжимаем, наши мышцы напрягаем,
Чтобы пальцы никогда не боялись бы труда!
3. Перекатывание мяча по столу с удержанием его сначала (на первые две строки) между ладошками, затем между большими пальцами, указательными, средними, безымянными, мизинцами.
Футбол
Поиграем мы в футбол и забьем в ворота гол!
Палей большой за ворота – горой!
Указательный – смельчак, забивает гол – вот так!
Средний – точно уж герой, забивает головой!
Безымянный вдруг споткнулся и с досады промахнулся!
Малыш – мизинец – молодец, гол забил – игре конец!
12.Наматывание ниток на катушку, на клубок;
13Растегивание пуговиц, зашнуровывание;
Работа с пуговицами (застегивание пуговиц)
Выбрать самую маленькую и положить слева.
Выбрать самую большую, положить справа
Среднюю по центру, впереди от себя.
Разложить от большой к маленькой пуговицы по порядку
(У каждого ребенка на парте связка разных пуговиц. Эта работа
корригирует еще и пространственную ориентацию)
На нитку наденьте 3 пуговицы, сколько осталось? И т.д.
14.Многократное поочередное выполнение движений руки: кулак - ребро – ладонь;
Поочередная смена положений рук: левая рука – кулак, правая – ладонь; затем наоборот: правая рука – кулак, левая – ладонь.
15.Работа с природным материалом;
Работа с природным материалом.
Выложить из горошин ствол дерева, из крылаток ветки дерева
Соберем 2 пальчиками крылатки и уберем в баночку, посчитаем их, учитель может придумать любое задание и разнообразить природный материал.
16.Игра на пианино;
Проиграть фразу «Меня зовут…» (У каждого трафарет на парте). См. прил. № 4.
17.Обрывная аппликация;
Из кусочка цветной бумаги выполнить аппликацию елочку (таким образом можно придумать любое задание)
18. Выполнение шнуровки (на шаблонах).
- шов «через край»
- шов «вперед иголку»
- «наискосок»
- «накрест»
19. Упражнения с палочкой (у каждого палочка).
- 1,2,3,4,5 будем лучше мы считать. Встань, взять палочки.
- Заводим моторчик, полетели на носочках на места, приземлились, включили моторчики (любые упражнения с палкой)
20. Работа со скрепками.
- посчитайте (прямой и обратный счет)
Заключение.
Развитие тонких движений пальцев признано педагогами, практически в любом дошкольном образовательном учреждении.
Исследователи обратили внимание на то, что около 1/3 всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Именно величина проекции кисти и ее близость к моторной речевой зоне навели на мысль в том, что тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.
Л.В. Фомина обследовала более 500 детей в различных образовательных учреждениях и обнаружила, что уровень развития речи у них всегда находился в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.
Собственный сравнительный анализ детей с системным недоразвитием речи и нормальным речевым развитием показывает прямую закономерность развития речи и руки. Из этого следует, что если развитие движений пальцев соответствует норме, то и уровень развития речи тоже в норме, если же развитие пальцев рук отстает - отстает и развитие речи, хотя и общая моторика может и не страдать. Результаты исследований целиком подтверждают эти закономерности. Недостатки развития моторики детей с недоразвитием речи вызывают недоразвитие речевой деятельности, а очень часто и интеллектуальной.
В невропатологии и дефектологии уже давно имелись наблюдения, говорившие о тесной связи функции речи и руки. Так, давно было известно, что при травме или кровоизлиянии у человека утрачивается не только речь, но и тонкие движения пальцев руки, хотя сама область двигательной проекции пальцев осталась не затронутой.
Сопоставляя все факты, приходим к заключению – говоря о периоде подготовки ребенка к активной речи, нужно иметь в виду не только тренировку артикуляционного аппарата, но и движений пальцев рук.
Таким образом, можно отнести кисть руки к речевому аппарату, а двигательную проекционную область кисти руки считать еще одной речевой областью мозга.
Невропатолог и психиатр В.М.Бехтеров писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию.
Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколения. Люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в человеческом мозге. Так, развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.
Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.
В лаборатории высшей нервной деятельности ребенка, проведенные Т.П.Хризман и М.М.Звонаревой, было обнаружено, что когда ребенок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга.
Речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.
Этот факт должен использоваться в работе с детьми, имеющих отставание моторной речи детей.
Важно, чтобы вовлекалось в движение больше пальцев, и чтобы эти движения были достаточно энергичными.
Очень хорошую тренировку движений пальцев руки обеспечивают различные упражнения с пальчиками:
Вывод:
Поэтому основная задача учителя-логопеда – развитие общей и пальчиковой моторики детей с недостатками речи.
Таким образом эффективность коррекционной работы зависит от того насколько соблюдаются условия: систематичность проведения, распределения занятий в порядке нарастающей сложности, чередования и вариативности упражнений. Также эффективность коррекционной работы зависит от учёта индивидуальных особенностей развития общей и мелкой моторики каждого ребёнка, которые выясняются в результате обследования.
Коррекционная работа по развитию моторных функций ведется как индивидуально, так и фронтально. Как на логопедических занятиях, так и на других занятиях: Коммуникация. Раз речи, Коммуникация. Познание, рисование, лепка, аппликация, ФЭМП, труд, ритмика и физкультура.
Развитие моторных функций проходит «красной нитью» по всему образовательно-воспитательному процессу старших дошкольников с общим недоразвитием речи.