Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 06.05.2024, 04:15

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КОМБИНИ...

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Рабочая программа I

Пояснительная записка.

 

Рабочая программа составлена на основе: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Подготовительный. 1 – 4 классы. под редакцией В. Воронковой 2009г.и  в соответствии с Положением о рабочей программе учителя МКС(К)ОУ VIII вида  школы – интерната №5 г. Аши.  Программа  рассмотрена на заседании педагогического совета (протокол №01 от 30.08.2013г).

Предмет: логопедические занятия.

Учитель – логопед: Токарева Н. В.

 

класс

Количество часов по программе:132ч

Количество часов в неделю по учебному плану: 4ч


Количество часов за год:132ч

Диагностическое обследование:16ч

 

 

Содержание программы.

Логопедическая работа в школе VIII вида занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с интеллектуальной недостаточностью.

 Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребенка, направленной на изменение самого себя как субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка ( произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.

У учащихся с системным недоразвитием речи при умственной отсталости мономорфное нарушение произношения, недоразвитие фонематического восприятия и фонематического  анализа, ограниченный словарный запас, аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения, недостаток формирования связной речи ( в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение последовательности событий. Овладение письмом и чтением учащихся с системным недоразвитием речи характеризуется, прежде всего, значительным качественным своеобразием на всех этапах формирования этих навыков.

Для учащихся сложным является усвоение букв. Этот связано с особенностью их зрительного восприятия, с трудностями различения и запоминания букв, с нечеткостью акустических образов соответствующих звуков. Особенно затрудняет учащихся процесс слияния звуков в слоги. У них с трудом формируется обобщенное представление о слоге. У учащихся с системным недоразвитием речи взаимодействие зрительных, кинестетических и слуховых образов формируется сложнее и медленнее и не достигает того высокого уровня, которое наблюдается у нормальных детей.

Если у учащегося нарушен речевой слух, то, понятно, ему очень трудно научиться читать и писать. Овладевать письмом он также не в состоянии, так как не знает, какой звук обозначает та или иная буква. Задача осложняется еще и тем, что ученик должен правильно уловить определенный звук и представить его в виде знака (буквы) в быстром потоке воспринимаемой им речи.

Данная программа предназначена по коррекции чтения и письма по типу ретардации. Она рассчитана на детей, у которых наблюдается системное недоразвитие речи средней степени при умственной отсталости.

В связи с этим,  коррекция системного недоразвития речи является необходимой в структуре логопедической работы с данной категорией детей. Нарушение речи препятствуют полноценному общению с людьми, приводит к речевой неуверенности в себе.  Поэтому своевременное преодоление нарушений письменной речи – залог успешного обучения учащихся по всем учебным предметам.

Методологические и теоретические основы программы

 

 Как и любая программа, “Программа логопедических занятий для учащихся 1-7 классов школы VIII вида” имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней:

- гуманизма- вера и возможности ребенка, субъективного, позитивного подхода;

- системности- рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающего субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;

- реалистичности-учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;

- деятельностного подхода- опоры коррекционно- развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;

- индивидуально- дифференцированного подхода- изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, целей работы;

- системного подхода- взаимосвязь коррекционно-развивающих воздействий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.

Теоретические положения программы:

·         Принцип развития, предполагающий анализ процесса возникновения дефекта (по Л.С. Выготскому)

·         Комплексный и системный подход. Направленность логопедической работы на всю речевую систему в целом, а также на развитие психических функций.

·         Принцип учета этиологии, механизмов, структуры речевого нарушения, степени выраженности речевого дефекта.

·         Принцип учета поэтапности формирования речевых умений (по П.Я.Гальперину, А.Н.Леонтьеву).

·          Взаимосвязи развития речи и познавательных процессов; мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации) и других психических процессов и функций;

·         Принцип деятельностного подхода (с учетом структуры деятельности по А.Н. Леонтьеву: мотивационно-целевой – операциональный – этап контроля).

·         Современные научные положения о тесной связи в развитии перцептивных и моторных функций (Б.Г. Ананьев, А.В. Запорожец и др.); теория взаимодействия речевой и ручной моторики (М.М. Кольцова, Н.И. Кузьмина, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Л.В. Фомина и др.).

·         Принцип дифференцированного подхода.

·          Онтогенетической принцип (последовательность коррекционной работы определяется последовательностью ее развития в онтогенезе).

·         Кроме того, в коррекционной работе по преодолению общего недоразвития речи учитываются и общие дидактические принципы: наглядности, доступности, сознательности и др.

 

 

 

 

Содержание программы

 

Цель программы- коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей-логопатов.

 Основные задачи программы:

1.Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей учащихся.

2.Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррецию дефектов устной и письменной речи.

3.Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития учащихся.

4.Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.

 

 Организация работы по программе

 

 Коррекция нарушений речи учащихся школы VIII вида требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане специального коррекционного образовательного учреждения VIII вида предусмотрены часы логопедических занятий.

 Учитель-логопед комплектует подгруппы по признаку однородности речевого нарушения у учащихся, по возможности.  Основной формой являются подгрупповые занятия. На занятия с подгруппой обучающихся отводится, как правило 20 минут.

Количество часов указанных в программе примерное и может варироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.

 Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе.

Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение  тематики в каждом классе, на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза.

Программа состоит из следующих разделов:

 -  коррекция звукопроизношения;

 - коррекция фонематических процессов;

 - коррекционная работа на лексическом уровне;

 - коррекционная работа на синтаксическом уровне;

 -  совершенствование связной речи.

Коррекция звукопроизношения проводится в I классе и состоит из предварительного этапа, задачей которого является подготовить учащихся к овладению звуковой стороной речи, и этапа постановки звуков, на котором отрабатываются произносительные навыки и слухопроизносительные дифференцировки свистящих, шипящих звуков, соноров Р и Л, заднеязычных согласных.

В 1 классе занятия проводятся 4 раза подгрупповые и индивидуально

Содержание занятий в 1 классе

1 класс

КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

Обследование учащихся.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП. Развитие ручной моторики, развитие ритма, развитие дыхания, развитие речевого дыхания и голоса, развитие артикуляционной моторики, развитие слухового восприятия и внимания,

УТОЧНЕНИЕ АРТИКУЛЯЦИИ СОХРАННЫХ ЗВУКОВ (при нарушенном произношении - постановка и автоматизация): гласных А, У, Ы, О, И, Э, губных согласных П, Б, М, переднеязычных  согласных Т.Д.Н,

    губно-зубных согласных В, Ф,
КОРРЕКЦИЯ ПРОИЗНОШЕ­НИЯ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ

Постановка и автоматизация звуков С, СЬ, 3, ЗЬ, Ц.

Слухопроизносительная дифференциация звуков С-СЬ, 3-ЗЬ, С-Ц.

КОРРЕКЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ.

Постановка и автоматизация звуков Ш, Ж, Ч Щ.

Слухопроизносительная дифференциация звуков Ш - Ж, Ч-Щ, Ш - Щ. КОРРЕКЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ Л, ЛЬ, Р, РЬ.

Постановка и автоматизация звуков Л, ЛЬ, Р, РЬ.

Слухопроизносительная диф­ференциация звуков Л-ЛЬ, Р-РЬ, Л-Р (ЛЬ-РЬ).

КОРРЕКЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА Й,

Постановка и автоматизация звука Й. Слухопроизносительная дифференциация звуков ЛЬ - Й.

КОРРЕКЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗАДНЕЯЗЫЧНЫХ ЗВУКОВ

Постановка и автоматизация звуков К, Г, X,, Слухопроизноси­тельная дифференциация звуков Г-К-Х.

Итог работы - выступление детей на логопедическом утренника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ

УЧАЩИХСЯ

1     класс.

Учащиеся должны уметь:

-      различать на слух и в произношении звуки;

-      слушать небольшую сказку, загадку, рассказ;

-      отвечать    на    вопросы по содержанию прочитанного,  используя поставленные звуки, знать наизусть 3-4  стихотворения.

 

 

 

 

Тематическое планирование логопедических занятий 1 класс.

 

№ урока

Тема  урока

1 четверть.

Дата

Коррекционные цели

план

факт

1.

Обследование речи учащихся.

 

 

Результаты обследования речи

2.

Обследование речи учащихся.

 

 

3.

Обследование речи учащихся.

 

 

4.

Обследование речи учащихся.

 

 

5.

Обследование речи учащихся.

 

 

6.

Обследование речи учащихся.

 

 

7.

Обследование речи учащихся.

 

 

8.

Обследование речи учащихся.

 

 

9.

Развитие артикуляционного аппарата.

 

 

Развитие артикуляционного аппарата, дыхания

10.

 Дыхательные упражнения.

 

 

11.

 Развитие мелкой моторики руки.

 

 

12.

Мир звуков. Речевые и неречевые звуки.

 

 

Развитие слухового внимания

13.

Наша речь. Развитие слухового внимания. Экскурсия «Моя школа».

 

 

14.

Развитие слухового внимания.

 

 

15.

Обучение составлению предложений.

 

 

Развитие фразы, связной речи

16.

Составление предложений по демонстрации действий.

 

 

17.

Составление предложений по картинке .Предложения о животных.

 

 

18.

Составление предложений по графической схеме.

 

 

19.

Сказка «Репка». Рассказывание сказки.

 

 

20.

Сказка «Колобок». Рассказывание сказки.

 

 

21.

Сказка «Курочка ряба».

 

 

22.

Звук и буква А.

 

 

Развитие фонематических процессов

 

23.

Звук и буква У.

 

 

24.

Слоги и слова с буквами А и У. Звукобуквенный анализ слов.

 

 

25.

Звук и буква О.

 

 

26.

Звук и буква ы.

 

 

27.

Звук и буква М.

 

 

28.

Солги и слова с изученными буквами. Звукобуквенный анализ слов.

 

 

 

 

29.

Дифференциация М - Н.

 

 

Развитие слухового восприятия, дифференциация изученных звуков

30.

Звук и буква С.

 

 

31.

Звук и буква Ш.

 

 

32.

Дифференциация С-Ш.

 

 

33.

Звук и буква Л.

 

 

34.

Звук и буква Р.

 

 

35.

Дифференциация Л-Р.

 

 

36.

Повторение изученных букв. Составление слов с изученными буквами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 четверть.

 

 

1.

Звук и буква К.

 

 

Развитие фонематических процессов, слухового восприятия, самоконтроля

2.

Звук и буква П.

 

 

3.

Дифференциация К –П.

 

 

4.

Звук и буква Т.

 

 

5.

Дифференциация букв П – Т.

 

 

6.

Звук и буква И.

 

 

7.

Дифференциация букв И – ы.

 

 

8.

Слог ШИ.

 

 

9.

Звук и буква З.

 

 

10.

Дифференциация С – З.

 

 

11.

Звук и буква В.

 

 

12.

Звук и буква Ж.

 

 

13.

Слог ЖИ.

 

 

14.

Слоги ШИ и ЖИ.

 

 

15.

Дифференциация Ж – Ш.

 

 

16.

Звук и буква Б.

 

 

17.

Дифференциация Б –П.

 

 

18.

Звук и буква Г.

 

 

19.

Дифференциация Г – К.

 

 

20.

Слоги и слова с изученными буквами.

 

 

21.

Звукобуквенный анализ слов с изученными буквами.

 

 

Анализ и синтез слов, развитие самоконтроля

22.

Слог. Деление слов на слоги.

 

 

23.

Односложные и многосложные слова.

 

 

24.

Игра «Доскажи словечко».

 

 

25.

Подбор слов, подходящих по смыслу.

 

 

Развитие грамматического строя речи

26.

Составление рассказа по предложенному плану.

 

 

27.

Описание предмета по плану.

 

 

Развития воображения

28.

Описание любимой игрушки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 четверть.

 

 

1.

Определение первого звука в односложных словах.

 

 

Развитие слухового восприятия

2.

Определение согласного звука в односложных словах.

 

 

3.

Слова – обобщения «Школьные вещи».

 

 

Обогащение словаря по лексике, по многозначности

4.

«Слово» как части предложения..

 

 

5.

Одушевлённые предметы

 

 

6.

Неодушевлённые предметы.

 

 

7.

Различение слов, обозначающих одушевлённые и неодушевлённые предметы.

 

 

8.

Звук и буква Д.

 

 

9.

Слова с буквой Д. Анализ слов.

 

 

Дифференциация парных согласных звуков

 

 

Развитие самоконтроля

 

Анализ и синтез слов

10.

Дифференциация Д – Т.

 

 

11.

Звук и буква Й.

 

 

12.

Слова с буквой Й.

 

 

13.

Звукобуквенный анализ слов с буквой Й.

 

 

14.

БукваЬ.

 

 

15.

Слова с буквой Ь.

 

 

16.

Звукобуквенный анализ слов с буквой Ь.

 

 

17.

Звук и буква Е.

 

 

18.

Слоги и слова с буквой Е.

 

 

19.

Звукобуквенный анализ слов с буквой Е.

 

 

Дифференциация согласных и гласных звуков

20.

Звук и буква Ё.

 

 

21.

Слова с буквой Ё. Звукобуквенный анализ слов с буквой Ё.

 

 

22.

Дифференциация О – Ё.

 

 

23.

Дифференциация гласных и согласных звуков.

 

 

24.

Темпо – ритмический рисунок слова.

 

 

Развитие темпо - ритмического рисунка слова

25.

Гласные и согласные звуки. Игра «На лесной полянке».

 

 

Развитие аналитического мышления на материале слогов и звуков.

26.

Подсчёт произносимых в одном ряду гласных и согласных звуков.

 

 

27.

Воспроизведение цепочек слогов, состоящих из разных звуков.

 

 

28.

Игры с использованием гласных и согласных звуков. Выделение гласного звука из звукового потока.

 

 

29.

Игры с использованием гласных и согласных звуков. Выделение согласного звука из звукового потока.

 

 

30.

Игры с использованием гласных и согласных звуков.

 

 

31.

«Собери слово» составление слогов

 

 

Синтез слов

32.

«Собери слово» составление слов.

 

 

33.

Образование двусложных слов с открытыми слогами путём добавления гласного звука к односложным словам.

 

 

Обогащения словаря за счет образования словосочетаний, развитие фонематического восприятия.

34.

Соотношение количества слогов и количества гласных звуков в словах.

 

 

35.

Выделение первого гласного.

 

 

36.

Выделение согласного звука в словах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 четверть.

 

 

1.

Звук и буква Я.

 

 

Звукобуквенный анализ слов, обобщение , сравнение признаков, обобщение общих признаков на материале слов

2.

Слоги и слова с буквой Я.

 

 

3.

Звукобуквенный анализ слов с букой Я.

 

 

4.

Дифференциация А – Я.

 

 

5.

Деление слов на слоги: с подсчётом гласных звуков.

 

 

6.

Звук и буква Ю.

 

 

7.

Слова с буквой Ю.

 

 

8.

Звукобуквенный анализ слов и предложений с буквой Ю.

 

 

9.

Дифференциация  У – Ю.

 

 

10.

 Сходство и различие слов по звучанию: сон – сын, кот – кит, сам – сом.

 

 

Сравнение , выделение общего и оразличного

11.

Сходство и различие слов по звучанию: сом – сок, сын – сыр.

 

 

12.

Звук собственного имени, обозначение его буквой.

 

 

Дифференциация звуков по акустическим признакам, развитие фразы

13.

Звук и буква Ц.

 

 

14.

Дифференциация  С – Ц.

 

 

15.

Звук и буква Ч.

 

 

16.

Слова и предложения с буквами Ц и Ч. Анализ слов.

 

 

17.

Звук и буква Щ.

 

 

18.

Дифференциация С –Щ.

 

 

19.

Дифференциация Ч – Щ.

 

 

Дифференциация букв по оптическим признакам  на письме

20.

Звук и буква Ф.

 

 

21.

Дифференциация В – Ф.

 

 

22.

Звук и буква Э.

 

 

23.

Дифференциация Э – Е.

 

 

24.

Составление предложений по сюжетным картинкам по теме» Каникулы».

 

 

Развитие связного высказывания по теме.

25.

Обследование речи.

 

 

Отслеживание результатов коррекции детей логопатов

26.

Обследование речи.

 

 

27.

Обследование речи

 

 

28.

Обследование речи

 

 

29.

Обследование речи

 

 

30.

Обследование речи.

 

 

31.

Обследование речи

 

 

32.

Обследование речи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           

 

Контролирующие материалы.

Сборник ко

Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz