Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 06.05.2024, 00:42

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КОМБИНИ...

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Самообразование Устюговой ЮС (выводы)

Выводы.

Таким образам, важно начинать работу по развитию моторных процессов с раннего возраста, с 6 – 7 месяцев и продолжать ее в течение всего дошкольного периода, это ведет к предупреждению моторных нарушений у детей в младшем школьном возрасте. Недостаточное сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста приводит к возникновению различных трудностей в ходе начального обучения.

Система игр и упражнений по развитию мелкой моторики.

В настоящее время рядом исследователей (М.И.Кольцова, Е.И.Исенина, А.В.Антакова-Фомина и др.) доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ установили, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Тесную связь пальцевой моторики с работой речевых зон подтверждает и тот факт, что переучивание левшей в дошкольном возрасте нередко является одной из причин возникновения у них заикания. В специальной литературе (Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева, М.В.Ипполитова, О.С.Бот) имеется описание приёмов для развития и совершенствования моторики пальцев рук у детей с нарушениями речи, приведены разнообразные игры и упражнения, помогающие этому.

Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по развитию пальцевой моторики регулярной, выделив для этого время в процессе учебной деятельности и в процессе режимных моментов.

Оптимальным является использование в указанных целях физкультминуток. Физкультминутка как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением. Если проводить пальцевую гимнастику стоя, примерно в середине урока, такая гимнастика послужит сразу двум важным целям и не потребует дополнительного времени.

Традиционно физкультминутки проводятся в сочетании движений с речью детей. Для детей с недоразвитием речи проговаривание стихов одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Сочетание пальцевых упражнений с речевым сопровождением в стихотворной форме позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта. В ходе физкультминуток детям предлагается как бы «конструировать» из пальцев различные предметы и объекты. Дети изображают зайцев, собак, кошек, деревья и т.п. Такая необычная игровая деятельность у ребят вызывает ярко выраженный интерес и эмоциональный настрой. Это позволяет предельно мобилизовать их внимание. Желание детей быстро и точно воспроизвести пальцевую фигуру стимулирует запоминание.

Таким образом, включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физкультминутки на занятиях воспитателей играет положительную роль в коррекционном обучении детей с нарушениями речи.

Основные пути развития и совершенствования тонкой моторики:

  1. Ежедневная пальчиковая гимнастика:

 

Пальчиковая гимнастика.

 

     Предлагаемая пальчиковая гимнастика состоит из пяти комплексов упражнений. Каждый комплекс разучивается в течение недели (пять комплексов пять недель). Затем начинается повторение. Предварительно с детьми заучиваются названия пальцев. Каждый комплекс состоит из пяти упражнений и одной потешки. Сначала даются упражнения, а затем потешка. Слушая потешку, дети производят соответствующие движения, постепенно заучивая текст.

 ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМHАСТИКА (комплекс N 1):

  1. Ладони на столе (на счет "раз-два" пальцы врозь - вместе.)
  2.  Ладошка кулачок ребро (на счет "раз, два, три").

3.   Пальчики здороваются (на счет "раз-два-три-четыре-пять" соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и т.д.)

4.   Человечек (указательный и средний пальцы правой, а потом левой руки бегают по столу).

 Дети бегут наперегонки (движения, как и в четвертом упражнении, но выполняют обе руки одновременно).

 Потешка "ПАЛЬЧИК-МАЛЬЧИК".

      Пальчик-мальчик, где ты был?

      С этим братцем в лес ходил.

      С этим братцем щи варил.

      С этим братцем кашу ел.

      С этим братцем песни пел.

 Педагог показывает большой палец правой руки и говорит, как бы обращаясь к нему: прикасается кончиком большого пальца к кончикам всех пальцев от указательного до мизинца.

 ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМHАСТИКА (комплекс N 2):

  1. Коза (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой руки).

2.  Козлята (то же упражнение, но выполняется одновременно пальцами обеих рук).

3.  Очки (образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их).

4.  Зайцы (вытянуть вверх указательный и средний пальцы, большой, мизинец и безымянный соединить).

  1.  Деревья (поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы). Потешка "БЕЛКА".

      Сидит белка на тележке,

      Продает она орешки,

      Лисичке-сестричке,

      Воробью, синичке,

      Мишке толстопятому,

      Заиньке усатому.

 Педагог и дети при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.

 ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМHАСТИКА (комплекс N 3):

  1.  Флажок (большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе).
  2.  Птички (поочередно большой палец соединяется с остальными).

3.   Гнездо (соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжать).

4.   Цветок (то же, но пальцы разъединены).

  1. Корни растения (прижать корни-руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз).

Потешка "ЭТОТ ПАЛЬЧИК".

Этот пальчик дедушка,

Этот пальчик бабушка,

Этот пальчик папочка,

Этот пальчик мамочка,

Этот пальчик я,

Вот и вся моя семья.

 Детям предлагается согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем, слушая потешку, по очереди разгибать их, начиная с большого пальца. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМHАСТИКА (комплекс N 4):

  1. Пчела (указательным пальцем правой, а затем и левой руки вращать вокруг).

2.  Пчелы (то же упражнение выполняется двумя руками).

3.  Лодочка (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв их).

4.  Солнечные лучи (скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы).

  1. Пассажиры в автобусе (скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук вверх, большие пальцы вытянуты вверх).

 Потешка "ЭТО ПАЛЬЧИК ХОЧЕТ СПАТЬ...»

     Этот пальчик хочет спать,

     Этот пальчик прыг в кровать!

     Этот пальчик прикорнул,

     Этот пальчик уж заснул.

     Тише, пальчик, не шуми,

     Братиков не разбуди ...

     Встали пальчики, ура!

     В детский сад идти пора.

Поднять левую руку ладонью к себе и в соответствии с текстом загибать правой рукой по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца. Затем обратиться к большому пальцу, разогнуть все пальчики.  

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМHАСТИКА (комплекс N 5):

  1. Замок (на счет "раз" ладони вместе, а насчет "два" пальцы соединяются в "замок").
  2.  Лиса и заяц (лиса "крадется" все пальцы медленно шагают по столу вперед; заяц "убегает" перебирая пальцами, быстро движутся назад).

3.  Паук (пальцы согнуты, медленно перебираются по столу).

4.  Бабочка (ладони соединить тыльной стороной, махать пальцами, плотно сжатыми вместе).

  1.  Счет до четырех (большой палец соединяется поочередно со всеми остальными).

 Потешка "HУ-КА, БРАТЦЫ, ЗА РАБОТУ:

      Hу-ка, братцы, за работу!

      Покажи свою охоту.

      Большому дрова рубить.

      Печи все тебе топить.

      А тебе воду носить.

      А тебе обед варить.

      А малышке песни петь.

    Песни петь, да плясать,

    Родных братьев забавлять.

 Дети обращаются к правой руке, согнутой в кулачок, поочередно загибая все пальцы.

а) упражнения выполняются стоя, но меняется исходное положение рук (перед собой, в стороны, вверх);

б) специальные упражнения на столе (выполняются сидя).

Пальчиковые игры и упражнения.

Лесенка.

К кончику большого пальца левой руки прикладывается кончик указательного пальца левой руки. Затем кончик указательного пальца левой руки соединяется с кончиком большого пальца правой руки. Далее все движения повторяются. Движения начинаются на уровне груди, а затем руки поднимаются все выше и выше.

Игру можно проводить также большими пальцами и средними пальцами, большими и указательными пальцами.

Оса

Поднять правую руку, сжатую в кулак, а затем выпрямить указательный палец и вращать им;

то же упражнение проводится указательным пальцем левой руки;

одновременные движения указательных пальцев обеих рук (осы).

Коза и козлята.

Вытянуть указательный палец и  мизинец левой руки;

То же движение выполняется пальцами левой руки;

То же движение выполняется пальцами обеих рук.

Двое разговаривают.

 

Обе руки согнуты в кулак, большие пальцы поднимаются вверх, то сближаются, то удаляются.

Цветок

Ладони находятся в вертикальном положении, нижние части ладоней прижимаются друг к другу, пальцы раскрыты и слегка округлены

Игра на рояле.

Дети последовательно касаются кончиками пальцев стола:

Одним пальцем: 1,2,3,4,5,4,3,2,1.

Двумя пальцами: 1 – 5, 1 – 4, 1 – 3, 1 – 2, 1 –2, 1 – 3, 1 – 4, 1 – 5.

Пальчики «здороваются».

Кончик большого пальца левой руки «здоровается», поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев этой же руки;

то же упражнение выполняется пальцами правой руки;

то же упражнение выполняется одновременно пальцами левой и правой руки;

пальцы левой руки поочередно «здороваются» с пальцами правой руки (большой с большим, указательный с указательным и т. д.).

Пальчики в лесу

Дети держат перед собой левую, а затем правую руку ладонью к себе.

1,2,3,4,5,

Вышли зайчики гулять.

Это пальчик гриб нашел.              (Загибают мизинец.)

Этот пальчик чистить стал.          (Загибают безымянный палец.)

Этот резал.                                      (Загибают средний палец.)

Этот ел.                                           (Загибают указательный палец.) 

Ну, а этот лишь глядел.                 (Загибают большой палец и щекочут ладошку.)

Этот пальчик.

Дети сгибают пальцы левой руки в кулак.

Этот пальчик – дедушка.              (Разгибают большой палец.)

Этот пальчик – бабушка.              (Разгибают указательный палец.)

Этот пальчик – папочка.               (Разгибают средний палец.)

Этот пальчик – мамочка.              (Разгибают безымянный палец.)

Этот пальчик – наш малыш.         (Разгибают мизинец.)

Далее игра повторяется с движениями пальцев правой руки.

Дети заучивают стихотворение наизусть и сопровождают движения пальцев соответствующим текстом стихотворения.

Выбор упражнения, дидактического и речевого материала определяется темой занятия.

Упражнения необходимо проводить систематически в течение 3 – 5 минут на каждом занятии.

Дети бегут

Указательный и средний палец правой руки «бегают по столу»;

то же упражнение проводится пальцами левой руки;

то же упражнение проводится одновременно пальцами обеих рук), ти бегут на перегонки).

Очки.

Образовать 2 кружка большим и указательным пальцем обеих рук, а затем соединить их.

Стол.

Левая рука согнута в кулак, а правая рука лежит на ней горизонтально.

Гимнастика для рук.

          ( из опыта проведения физкультурных минут).

       В практику многих учителей-логопедов и воспитателей вошло в привычку проведение физкультурных минут на занятиях и свободной деятельности. Организованные физкультурные минуты  призваны снять усталость, создать эмоциональный настрой и включить дошкольников в творческий процесс, подготовить мелкую мускулатуру к работе. Физкультурные минутки могут, проводится в течение 1-2 минут в начале занятия,  перед объяснением нового материала, после объяснения – перед практической работой, во время практической деятельности для стимулирования эмоционального настроя.

Физкультурная минутка пройдет более успешно, если будет сопровождаться ритмичной, легкой, веселой музыкой. Упражнения выполняется фронтально, сидя за столом и даются в порядке возрастающей сложности. Во время физкультурной минутки выполняются 4 – 5 упражнений и заканчивают обязательно расслаблением рук (кистей). Каждое упражнение повторяется в течение музыкальной игры или 5-6 раз на счет учителя-логопеда. Приведем эти упражнения.

1. И.п. – руки согнуты в локтях на весу. Пальцы рук с силой сжать в кулак и разжать.

2. И.п. – то же. Вращение каждым пальцем. Пальцы левой руки вращаются влево, пальцы правой – вправо.

3. И.п. – то же. Вращение кистей рук вправо и влево. Правая кисть вращается влево, левая – вправо и наоборот.

4. И.п. – то же. Вращая кистями рук, как в упражнении 3, поднять и опустить руки для исходного положения.

5. И.п. – то же. Круговое вращение рук в локтевых суставах перед собой, к себе и от себя.

6. И.п. – руки с сомкнутыми пальцами ладонями вперед. Отвести большие пальцы рук в сторону и поочередно к ним, начиная с указательного пальца, присоединять все остальные. Далее отвести в сторону мизинцы и по очереди присоединить к ним все остальные пальцы.

7. И.п. – пальцы рук в «замке». Прижать руки к груди, развернуть ладонями вперед, подтянуться руками вперед.

8. И.п. – руки вытянуты вперед, ладони в сторону. Сцепить пальцы рук  в «замок», повернуть руки к себе, вернуться к исходной позиции.

9. И.п. – пальцы рук сцеплены в « замок». Свободное движение пальцев в «замке».

10. Расслабить кисти рук, встряхнуть ими в такт музыки или произвольно.

Гимнастика для рук успешно используется  на занятиях математики, развития речи, ИЗО, труда, логопедических занятиях. Эффект от проведения подобных упражнений большой.

  1. Теневой, пальчиковый театр.

 Инсценирование сказок (пальчиковый театр).

  1. Упражнения в обводке контуров предметов, рисование по трафаретам, по клеткам (зрительные и слуховые диктанты), закрашивание контурных предметов ровными линиями и точками, штриховка вертикальная, горизонтальная, наклонная, рисование «петелькой» и «штрихом». (Упражнения выполняются только карандашом.)                                         См. прил. № 6.
  2. Работа с ножницами: разрезание листа бумаги на части по образцу, по инструкции, вырезывание знакомых геометрических фигур и несложных предметов (мячик, дом, солнышко, ёлка….) по контуру и без него.

вырезание  цветных  полосок, фигурок  по  контурам;

 

  1. Рисование несложных геометрических фигур, предметов, букв в воздухе и на столе ведущей рукой, затем другой рукой и обеими руками вместе; поочерёдное рисование каждым пальцем одной, затем другой руки.
  • рисование  различных  бордюров из  прямых, кривых, волнистых линий, отрезков, геометрических  фигур  и  знакомых предметов
  • рисование  водой; 

На дощечках нарисуйте водой пальчиком рисунок (Лес зимой). Скатывание шарика из бумаги, выполнить рисунок из шариков. Шарики обмакнуть в воду и уложить на дощечку. (Снеговик)

  1.  Работа с пластилином (лепка).

( скатывание  шариков, жгутиков, расплющивание  шариков, жгутиков  в  лепешки, самостоятельное  творчество  детей);

  1. Печатание букв в тетради.
  2. Конструирование и работа с мозаикой
  • раскладывание и складывание  разборных  игрушек;
  • составление  предметных  разрезных  картинок;
  • работа  с  мозаикой;

   1.Конструирование из кубиков домиков, башен и т. д. сначала по образцу, затем по памяти и произвольно.

   2. Раскладывание складывание разборных игрушек, пирамид, чашечек, кубиков.

   3. Составление предметных разрезных картинок. Сначала даются картинки, разрезанные на 2 части, потом на 3 и на 4. Первоначально складывают по образцу, в дальнейшем – по памяти.

   4. Складывание из палочек, спичек геометрических фигур, изображений, букв.

  1. Выкладывание фигур из спичек (палочек).

ВЫПОЛНЕНИЕ ФИГУРОК ИЗ ПАЛОЧЕК

Квадрат

Четыре палочки сложил                         

И вот квадратик получил

Треугольник

У треугольника три стороны,                       

И они могут быть разной длины.

Кубик

У кубика много равных сторон,                          

Можно построить из кубиков дом.                                                                          

Трапеция

Трапеция больше на крышу похожа.

Юбку рисуют трапецией тоже.                    

Взять треугольник и верх удалить-                 

Трапецию можно и так получить.

  1. Освоение ремёсел (шитьё, вышивание, вязание, плетение, работа с бисером и пр.).
  2.  Массаж и самомассаж пальцев рук.

Использование видов самомассажа по развитию мелкой моторики.

На основе рекомендаций А.А.Бирюкова были разработаны три комплекса         упражнения самомассажа:

1. Самомассаж тыльной стороны кистей рук.

2. Самомассаж ладоней.

3. Самомассаж пальцев рук.

Приведем примеры упражнений каждого из трех комплексов:

1. Дети действуют подушечками четырех пальцев, которые устанавливаются у оснований пальцев тыльной стороны массируемой руки, и пунктирными движениями вперед- назад, смещая кожу примерно на 1 см, постепенно передвигают их к лучезапястному суставу (пунктирное движение)

Утюг

Утюгом разгладим складки, будет все у нас в порядке.

Перегладим все штанишки зайцу, ежику и мишке.

2. Ребром ладони дети имитируют «пиление» по всем направлениям тыльной стороны кисти руки («прямолинейное» движение). Кисть и предплечье располагаются на столе, дети сидят.

Пила

Пили, пила, пили пила! Зима холодная пришла.

Напили нам дров скорее, печь истопим, всех согреем!

3. Основанием кисти делаются вращательные движения в сторону мизинца:

Тесто

Тесто месим, тесто мнем, пирогов мы напечем

И с капустой, и с грибами. – Угостить вас пирогами?

4. Самомассаж кисти руки со стороны ладони. Кисть и предплечье располагаются на столе или на колене, дети сидят. Поглаживание.

Мама

По головке мама гладит сына-малолеточку.

Так нежна ее ладонь, словно вербы веточка.

- Подрастай, сыночек милый, добрым, смелым, честным будь,

Набирай ума и силы и меня не позабудь!

5. Костяшками сжатых в кулак пальцев двигать вверх-вниз и справа налево по ладони массируем руки («прямолинейное» движение).Терка

Дружно маме помогаем, теркой свеклу натираем,

Вместе с мамой варим щи, - Ты вкуснее поищи!

6. Фалангами сжатых в кулак пальцев производится движение по принципу «буравчика» на ладони, массируемой руки.

Дрель

Папа в руки дрель берет, а она жужжит, поет,

Будто мышка-непоседа в стенке дырочку грызет.

7. Самомассаж пальцев рук. Кисть и предплечье массируемой руки располагаются на столе, дети сидят. «Щипцами», образованным согнутыми указательным и средним пальцами, делается хватательное движение на каждое слово стихотворного текста по направлению от ногтевых фаланг к основанию пальцев («прямолинейное» движение).

Клещи

Ухватили клещи гвоздь, выдернуть пытаются.

Может, что-нибудь и выйдет, если постараются!

8. Движется подушечка большого пальца, положенного на тыльную сторону массируемой фаланги, остальные четыре охватывают и поддерживают палец снизу (« спиралевидное» движение).

Барашки

На лугах пасутся «бяшки», раскудрявые барашки.

Целый день все: «Бе да бе», носят шубы на себе.

Шубы в кудрях, погляди, «бяшки» спали в бигуди,

Утром сняли бигуди, попробуй, гладкую найди.

Все кудрявы до одной, бегут кудрявою толпой.

Уж такая у них мода, у бараньего народа.

9. Движения, как при растирании замерзших рук.

Морозко.

Заморозил нас Морозко, влез под теплый воротник,

Как воришка, осторожно в наши валенки проник.

 

Во второй половине учебного года мы предложили ребятам игровые упражнения с использованием массажеров и мячей маленького размера.

Массажеры представляют собой полусферы из пластмассы с бугристой поверхностью, с ними работают несколько детей, подгруппа одновременно.

Урок

Нажимаем на звонок, начинаем урок: дзынь – дзынь.

Дети поочередно нажимают подушечками пальцев обеих рук на бугорки массажера.

Вот разгладим мы ладошки, поработаем немножко.

Правой, затем левой ладонью проводят по всей поверхности массажера, делая движения «вперед – назад».

И по кругу проведем, каждый пальчик разомнем,

Раскрытой рукой, правой, затем левой, проводят по всей поверхности массажера круговым движением.

А теперь бежит дорога по ухабам, между пней,

Прогуляемся немного, станут пальчики сильней: вот так.

Дети поочередно подушечкой каждого пальца «пробегают по дорожке» массажера по направлению к себе.

Снова гладим мы ладошки, поработаем немножко.

Упражнения повторяются.

И по кругу проведем, каждый пальчик разомнем.

Вот опять звенит звонок, и кончается урок: дзынь дзынь.

2. Сжимание и разжимание в ладони маленьких резиновых мячей:

    Крепко мячики сжимаем, наши мышцы напрягаем,

Чтобы пальцы никогда не боялись бы труда!

3. Перекатывание мяча по столу с удержанием его сначала (на первые две строки) между ладошками, затем между большими пальцами, указательными, средними, безымянными, мизинцами.

Футбол

Поиграем мы в футбол и забьем в ворота гол!

Палей большой за ворота – горой!

Указательный – смельчак, забивает гол – вот так!

Средний – точно уж герой, забивает головой!

Безымянный вдруг споткнулся и с досады промахнулся!

Малыш – мизинец – молодец, гол забил – игре конец!

12.Наматывание  ниток  на  катушку, на  клубок;

13Растегивание  пуговиц, зашнуровывание;

 Работа с пуговицами (застегивание пуговиц)

 Выбрать самую маленькую и положить слева.

 Выбрать самую большую, положить справа

 Среднюю по центру, впереди от себя.

 Разложить от большой к маленькой пуговицы по порядку

(У каждого ребенка на парте связка разных пуговиц. Эта работа

 корригирует еще и пространственную ориентацию)

На нитку наденьте 3 пуговицы, сколько осталось? И т.д.

    14.Многократное  поочередное выполнение  движений  руки: кулак  -   ребро – ладонь;

 Поочередная смена положений рук: левая рука – кулак, правая – ладонь; затем наоборот: правая рука – кулак, левая – ладонь.

    15.Работа  с  природным  материалом;

  Работа с природным материалом.

  Выложить из горошин ствол дерева, из крылаток ветки дерева

  Соберем 2 пальчиками крылатки и уберем в баночку, посчитаем их, учитель может придумать любое задание и разнообразить природный материал.

 

16.Игра  на  пианино;

Проиграть фразу «Меня зовут…» (У каждого трафарет на парте). См. прил. № 4.

 

17.Обрывная  аппликация;

Из кусочка цветной бумаги выполнить аппликацию елочку (таким образом можно придумать любое задание)

    18. Выполнение шнуровки (на шаблонах).

- шов «через край»

- шов «вперед иголку»

- «наискосок»

- «накрест»                                                       

19. Упражнения с палочкой (у каждого палочка).

- 1,2,3,4,5 будем лучше мы считать. Встань, взять палочки.

  • Заводим моторчик, полетели на носочках на места, приземлились, включили моторчики (любые упражнения с палкой)

20. Работа со скрепками.

- посчитайте (прямой и обратный счет)

Заключение.

 

      Развитие тонких движений пальцев признано педагогами, практически в любом дошкольном образовательном учреждении.

      Исследователи обратили внимание на то, что около  1/3 всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Именно величина проекции кисти и ее близость к моторной речевой зоне навели на мысль в том, что тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.

     Л.В. Фомина обследовала более 500 детей в различных образовательных учреждениях и обнаружила, что уровень развития речи у них всегда находился в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.

    Собственный сравнительный анализ детей с системным недоразвитием речи  и  нормальным речевым развитием показывает прямую закономерность развития речи и руки. Из этого следует, что если развитие движений пальцев соответствует норме, то и уровень развития речи тоже в норме, если же развитие пальцев рук отстает  -  отстает и развитие речи, хотя и общая моторика может и не страдать. Результаты исследований целиком подтверждают эти закономерности. Недостатки развития моторики детей с недоразвитием речи вызывают недоразвитие речевой деятельности, а очень часто и интеллектуальной.

        В невропатологии и дефектологии уже давно имелись наблюдения, говорившие о тесной связи функции речи и руки. Так, давно было известно, что при травме или кровоизлиянии у человека утрачивается не только речь, но и тонкие движения пальцев руки, хотя сама область двигательной проекции пальцев осталась не затронутой.

    Сопоставляя все факты, приходим к заключению – говоря о периоде подготовки ребенка к активной речи, нужно иметь в виду не только тренировку артикуляционного аппарата, но и движений пальцев рук.

Таким образом, можно отнести кисть руки к речевому аппарату, а двигательную проекционную область кисти руки считать еще одной речевой областью мозга.

      Невропатолог и психиатр В.М.Бехтеров писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию.

Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколения. Люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в человеческом мозге. Так, развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.

       Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов.  Все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.

       В лаборатории высшей нервной деятельности ребенка, проведенные Т.П.Хризман и М.М.Звонаревой, было обнаружено, что когда ребенок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга.

Речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

     Этот факт должен использоваться в работе с детьми, имеющих отставание моторной речи детей.

     Важно, чтобы вовлекалось в движение больше пальцев, и чтобы эти движения были достаточно энергичными.

     Очень хорошую тренировку движений пальцев руки обеспечивают различные упражнения с пальчиками:

Вывод:

Поэтому основная задача учителя-логопеда – развитие общей и пальчиковой моторики детей с недостатками речи.

    Таким образом эффективность коррекционной работы зависит от того насколько соблюдаются условия: систематичность проведения, распределения занятий в порядке нарастающей сложности, чередования и вариативности упражнений. Также эффективность коррекционной работы зависит от учёта индивидуальных особенностей развития общей и мелкой моторики каждого ребёнка, которые выясняются в результате обследования.

   Коррекционная работа по развитию моторных функций ведется как индивидуально, так и фронтально. Как на логопедических занятиях, так и на других занятиях: Коммуникация. Раз речи, Коммуникация. Познание, рисование, лепка, аппликация, ФЭМП, труд, ритмика и физкультура.

    Развитие моторных функций проходит «красной нитью» по всему образовательно-воспитательному процессу старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz