Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 06.05.2024, 01:14

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КОМБИНИ...

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Самообразование Устюговой Ю.С. (III, IV гл.)

Глава 3. Диагностика общей и мелкой моторики старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

3.1. Исследование движений и действий.

  Произвольные движения и действия относятся к числу психических функций человека и включают в свой афферентный аппарат самые различные виды афферентации, каждого из которых вносит свой собственный вклад в построение движения. Эти расстройства двигательных функций получили в неврологии название «апраксией». Под апраксиями принято понимать нарушение произвольных движений и действий, которые не сопровождаются элементарными двигательными расстройствами (параличами и порезами).

На основании нейропсихологического анализа П.Р.Лурия выделил четыре условия, необходимости для успешного протекания произвольного движения.

Первым исходным условием для организации произвольного движения являются аппараты лобных долей мозга. С помощью этих аппаратов осуществляется создание, сохранение, выполнение программы действия и постоянный контроль над его протеканием. При недоразвитии или поражении лобных долей мозга возникает регуляторная апраксия. В основе её лежит нарушение произвольного контроля за осуществлением движениями, нарушение речевой регуляции двигательных актов.

Регуляторная апраксия проявляется в виде нарушений программирования движений, отключения сознательного контроля за выполнением движений, отключения сознательного контроля за выполнением движений, замен нужных движений моторными шаблонами и стереотипами.

Вторым условием выполнения произвольного движения является сохранность его кинестетической афферентации. Корковыми аппаратами кинестетического анализа и синтеза являющаяся постцентральной области мозга. При недоразвитии или поражении нижних отделов постцентральной области коры левого полушария возникает кинестетическая апраксия. В этих случаях нет порезов, параличей, сила мышц достаточная. В силу этого движения становятся недифференцированными, практически неуправляемыми (А.Р. Лурия, Е.Н. Винарская, Л.С. Цветкова).

Кинестетическая апраксия проявляется в нарушении двигательных актов: организации движении руки, артикуляционного аппарата, мимической мускулатуры, символического праксиса и т.д. рука, не получающая нужных афферентных сигналов, не может выполнить тонкие дифференцированные движения, это нередко проявляется в процессе письма. Ребенок затрудняется показать без предмета, как совершается то или иное действие, например, как пилят дрова, как чистят зубы. Нарушение организации движений речевого аппарата, лицевой мускулатуры проявляется в невозможности найти положение губ и языка, необходимые для произнесения нужных звуков. Поэтому в устной речи происходит замена одного звука на множество других, близких по способу и месту образования (вместо слова собака говорят: набака, табака, мабака).

Третьим условием успешного протекания произвольного движения является быстрое и плавное переключение с одной двигательной иннертации на другую. Корковыми аппаратами кинетического анализа являются нижние отделы премоторной области коры левого полушария. В норме они осуществляют превращение отдельных двигательных импульсов в последовательные «кинетические мелодии». При недоразвитии или поражении премоторных областей коры больших полушарий страдает кинетическая организация движения, возникает кинетическая апраксия. В основе ее лежит расстройство динамического праксиса, нарушение последовательности, временной организации двигательных актов.

Кинестетическая апраксия проявляется в инертности двигательных стереотипов, в двигательных персеверациях не только руки, но и артикуляцонного аппарата, и в речи. Отчетливые нарушения наступают, когда больные переходят от одной артикуляционной позиции к другой. Нарушается слоговая структура слова, структура предложения. Как правило, выпадает или недоразвивается предикативная функции речи.

Четвертым условием для организации произвольного движения является сохранность теменно-затылочных отделов коры больших полушарий. С помощью этих аппаратов осуществляется зрительно-пространственная афферентация движения. При недоразвитии или нарушении этих отделов возникает пространственная апраксия. В основе лежит расстройство зрительно-пространственных синтезов, нарушение пространственных представлений.

Пространственная апраксия проявляется в оптико-пространственной дисграфии, в трудностях выполнении пространственно-ориентированных движений, в  трудностях конструирования целого из отдельных элементов.

Исследование произвольных движений и действий проводится по плану:

а) Исследование общей моторики

б) Исследование мелкой моторики.

Исследования позволяют выявить уровень сформированности моторной деятельности:

  • уровень развития позы кисти руки;
  • уровень развития произвольной моторики пальцев рук;
  • уровень развития тонкоординированных движений пальцев;
  • уровень развития динамического конструктивного праксиса;
  • уровень развития зрительно-двигательной координации в пространстве;
  • уровень развития сенсомоторики (согласованность движения руки и глаза и т.д.);

Эти данные позволяют судить об уровне психомоторного развития детей с системным недоразвитием речи.

 

 

 

 

3.2. Методика обследования общей моторики.

 

Для изучения состояния общей моторики подбираются игры-задания:

1.На исследование статистических, изолированных движений:

  • Попрыгать на правой ноге;
  • Попрыгать на левой ноге;
  • Попрыгать на 2х ногах, как «зайчик»;
  • Попрыгать на 2х ногах как «мячик»;

Под текст:

Мой веселый звонкий мяч,

Ты куда пустился в скач,

Красный, желтый, голубой,

Не угнаться за тобой.

  • Завести «мотор» правой рукой;
  • Завести «мотор» левой рукой;
  • Попрыгать в «классики»;

2. На исследование координации движений:

  • Попрыгать через скакалку;
  • Поочередно поднимать правую и левую ноги, согнуть в коленях, опуская их, как «лошадки»;
  • Завести «мотор» обоими руками;
  • Поймать мяч, брошенный экспериментатором;
  • Бросить мяч на пол и поймать его двумя руками;
  • Поднять руки вверх, потянуться («большие»); присесть, руками обхватить колени, спрятать голову («маленькие»);
  • Размахивать руками вперед - назад как «маятник».

3. На исследование двигательной памяти:

  • Вытянуть руки вперед, сделать хлопок перед собой, опустить вниз;
  • Поднять флажок вверх, помахать им, посмотреть на него, опустить вниз;
  • Взять флажок в другую руку, повторить тоже самое;
  • Присесть на корточки (стали «маленькими»);
  • Встать выпрямиться (стали «большими»);
  • Повторить тоже самое в обратной последовательности.

4. Определение пространственных соотношений элементов графических

    изображении букв.

Задания:

  • назвать буквы печатного шрифта, данные в беспорядке;
  • сконструировать буквы (из  цв. полосок)
  • найти буквы (п и н) среди других;
  • узнать буквы, зеркально расположенные на листе бумаги;
  • дополнить недостающий элемент;
  • найти на ощупь названную букву.

(Эти задания для детей, которые знают буквы)

В остальных случаях достаточно дать

  • задания воспроизвести рисунок (копирование)
  • r          P        H    •••
  • задания, на ориентацию слева - справа
    • вниз - ниже
    • дальше – ближе

 

Выводы.

 

У детей наблюдается трудности нахождения отдельных поз.  Дети нарушают последовательность при выполнении движений, почти у всех обследуемых детей нарушена двигательная память. Не сформировано умение воспроизводить координированные движения. Переключения с одного движения на другое замедленное. Темп выполнения движений либо замедленный, либо ускоренный,  наблюдается повышение тонуса мышц всего тела, гиперкинезы, сопутствующие движения, нарушения координации движения, двигательной памяти.

Дети с общим недоразвитием речи показали нарушения  в общей моторике, выражающиеся в повышении тонуса мышц, гипернинезах, сопутствующих движениях, нарушениях координации движения, двигательной памяти. Это будет свидетельствовать об дизартрических или алалических явлениях в состоянии речевого развития.
3.3. Методика  обследования мелкой моторики.

 

 

1.Символический праксис ( сначала по образцу, затем по инструкции)

Показать:

  • Как рубят дрова;
  • Как чистят зубы;
  • Как манят пальцем;
  • Как отдают честь;
  • Как свистят;
  • Как плюют.

2.Предметные действия:

  • Завязывание банта;
  • Зашнуровывание ботинок;
  • Расстегивание пуговиц на одежде;
  • Игра на пианино (1 пальцем, 2 пальцами, поочередно каждым пальцем);
  • Игра на пианино 2-мя руками.

 

  3. Праксис позы кисти руки (выполнения действия правой – левой рукой, перенос позы с одной руки на другую – по подражанию, затем по инструкции):

  • Сжимание кисти;
  • Перебор пальцев;
  • Ладонь вертикально;
  • Ладонь горизонтально;
  • Перенос позы с одной руки на другую.

 

 

 

4. Условные реакции и действия:

                   а) простые условные  реакции:

                            – на 1 стук – поднять руку;

                            – на 2 стука не поднимать руку:

                   б) конфликтные условные реакции:

                            – в ответ на кулак – поднять палец, на палец – кулак, кулак – палец, палец – кулак;

                            – в ответ на сильный стук поднять руку, на слабый опустить.

 

5. Пространственный праксис:

         а) одноручные пробы на пространственную координацию, сначала по образцу, затем по инструкции:

  • показать левую руку;
  • вытянуть руку вперед;
  • положить руку на бок;
  • отвести руку назад;
  • поднять руку к подбородку;
  • сжать пальцы в кулак – разжать.

Каждое задание выполнять 5 – 6 раз,

б) двуручные пробы на пространственную координацию движений (те же самые пробы);

в) пробы Хэда:

  • по образцу: коснуться левой рукой правого уха и, наоборот;
  • по инструкции (то же).

 

 

 

 

 

         6. Моторика пальцев рук.

         Задания:

  • сжать правую руку в кулак;
  • сжать левую руку в кулак;
  • сжать одновременно руки в кулаки;
  • стать руки в кулаки и постукивать ими по столу, сопровождая каждый удар словом «тук – тук – тук»;
  • Соединить большой и указательный пальцы, чтобы получилось кольцо. Затем воспроизвести кольцо 2мя руками одновременно.
  • Выдвинуть указательный и средний пальцы (ушки зайчика) и подвигать ими. Затем воспроизвести «ушки зайчика» одновременно 2мя руками;
  • Воссоздать на экране изображение зайца: мизинец и безымянный палец загибаются и придерживаются большим пальцем – получилось «мордочка», а 2 других поднимаются вверх – получились «ушки»; кисть чуть-чуть наклоняется вперед «Зайчик» прыгает на экране;
  • Воссоздать «зайчика» одной рукой, затем другой, и одновременно 2мя руками;
  • Поздороваться большим пальцем правой руки поочередно с каждым пальчиком той же руки. Затем произвести те же движения, начиная с мизинца;
  • Положить ладонь на стол и раздвинуть пальцы;
  • Положить ладонь на стол и раздвинуть пальцы;
  • «Догнать пальчики» сначала побежал большой пальчик, а за ним поочередно побежали другие пальчики.

 

 

 

 

7. Динамический праксис

Воспроизвести:

         Кулак – кольцо;

         Кулак – ребро – ладонь;

         Ребро – ладонь – кулак.

                    

8. Графические пробы.

9.Конструктивный праксис:

         а) сложить из отдельных элементов фигуры по образцу (треугольник, квадрат, круг);

         б) срисовать фигуры (треугольник, квадрат, дом);

         в) нарисовать самостоятельно (дом, дерево, человек);

         г) обвести рисунки.

Выводы.

У старших дошкольников трудности в нахождении отдельных поз, наличие персевераций, не всегда точно передают идеи жеста, действия. Наблюдается способность к переключению с одного движения на другое, но с ошибками. Не все дети могут передать действия. Слабо сформирован контроль за своими действиями.

У большинства детей с нарушенным речевым развитием наблюдаются трудности переноса поз справа налево, трудности переключения, персеверации, длительный поиск поз, трудности выполнения заданий левой и правой рукой, перенос позы с одной руки на другую.

У детей также наблюдается затруднение в пространственной ориентировке рук, явление зеркальности. Нет дифференцированности движений пальцев рук, координация движений пальцев рук снижена. У некоторых детей наблюдается оптико - пространственные дефекты.

Мелкая моторика у детей развита слабо, что требует большую коррекционную работу.

 

3.4. Сравнительный анализ состояния моторики детей с общим недоразвитием речи и нормальным речевым развитием.

Обследуя детей с системным недоразвитием речи, проводится сравнительный анализ детей с нормой. Выявлено, что чем больше речевой дефект ребенка, тем уровень развития общей и мелкой моторики ниже, чем выше уровень развития мелкой моторики, тем речь ребенка лучше.

 

Обследование состояния общей моторики.

 

Методика обследования проводилась со всеми детьми. Даны общие выводы.

                                                                                                Таблица № 1.

Приемы

Дети с нормой

Дети с общим недоразвитием речи

1.Исследование двигательной памяти, переключаемости  движений  и      самоконтроля при выполнении двигательных проб.

Последовательное выполнение движений

Нарушение последовательности выполнения движений

2.Исследование произвольного торможения движений.

Соответствие двигательной реакции сигналу

Снижена плавность и точность движений обеих ног

3. Исследование статической координации движений.

Удержание позы свободное

Удержание позы с напряжением

4. Исследование динамической координации движений.

Выполняется верно

Чередование шага и хлопка не удается

5.Исследование пространственной организации двигательного акта.

Верное выполнение

Неуверенность выполнения

6. Исследование темпа.

Темп нормальный

Темп замедленный

7. Исследование ритмического чувства.

Воспроизводит ритмический рисунок

Ошибки при воспроизведении ритмического рисунка

 

 Вывод:

Таким образом, выявлена закономерность, чем больше речевой дефект, тем больше недостатков в развитии общей и мелкой моторики. У детей с нормальным речевым развитием уровень развития общей моторики выше, чем у детей с общим недоразвитием речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обследование произвольной моторики пальцев рук.

                                                                                                    Таблица № 2.

 

Приемы

Дети с нормой

Дети с общим недоразвитием речи

1. Исследование статической координации движений.

Плавное, точное выполнение проб

Напряженность, скованность движений, невозможность удержания созданной позы

2.Исследование динамической координации движений.

Одновременное выполнение проб обеими руками, свободное удержание созданной позы

Нарушение темпа выполнения, наличие синкенезий, невыполнение отдельных движений

 

 

Выводы: трудности выполнения проб, нарушена переключаемость, невыполнение отдельных проб, наличие синкенезий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава4.Система коррекционной работы по формированию общей и мелкой моторики старших дошкольников с общим нарушением речи. (В процессе образовательной деятельности).

4.1. Коррекция общей моторики детей с общим нарушением речи.

Задачи развития общей моторики.

– Развитие статических, изолированных движений.

– Развитие координации движений.

– Развитие двигательной памяти.

– Развитие символического праксиса.

–Развитие предметных действий.

– Развитие пространственных действий.

 

Игры и упражнения по развитию общей моторики.

 

1. Двигательные упражнения: встать, ноги на ширине плеч, руки опущены, ладони обращены вперед. На медленный вдох руки плавно разводятся в стороны и вверх, на выдохе опускаются вдоль тела ладонями вниз.

2. Обучение релаксации: игра «Огонь и лед» включает в себя попеременное напряжение и расслабление всего тела. Дети выполняют упражнение, стоя в кругу. По команде педагога «Огонь!» дети начинают интенсивное движение всем телом. А по команде «Лед!» застывают в том положении, в котором их застала команда, напрягая все тело.

3. Стимулирующее упражнение, повышающее энергетический потенциал: руки вытянуты вперед, ладони сжаты в кулак, резкие хлопки выполняются кулаками, сначала ориентированными тыльной стороной вверх, а  затем – вниз (во время удара должно происходить полное совмещение боковых поверхностей сжатых кулаков).

4. Дыхательные упражнения:

Встать, ноги на ширине плеч, руки опущены, ладони обращены вперед. На быстрый вдох руки притягиваются к подмышкам ладонями вверх. На медленный выдох руки опускаются вдоль тела ладонями вниз.

5. Дыхательные упражнения:

Встать ноги вместе, руки опущены. На вдохе медленно поднять расслабленные руки вверх, постепенно растягивая все тело и напрягая его в струнку, не отрывая пятки от пола. На выдохе постепенно расслабить тело, опустить руки и согнуться в пояснице. Вернуться в исходное положение.

6. Стимулирующее упражнение

– Дети располагают свои ладони перпендикулярно друг другу и резко хлопают так, чтобы местом соприкосновения были углубления между запястьем и нижней частью ладони.

– То же самое, но место соприкосновение –– внешняя  сторона запястья.

7. Упражнение на повышение устойчивости: «Представьте, что мы на корабле, начался шторм, и корабль раскачивает из стороны в сторону» (дети стоят свободно, ноги на ширине плеч; перенести вес на правую ногу, почувствовав изменения; приподнять левую ногу, не теряя равновесия; вернуться в исходное положение. То же самое выполнить на другой ноге, сосредоточить внимание на собственном теле).

8. Дети заучивают стихотворение и проделывают соответствующие упражнения:

         Кошка, коль придется,

         По земле крадется.

         Может, это слухи?

         Но кролик длинноухий,

         Если делать нечего,

Прыгает кузнечиком.

9. Игра «Рыбки и водоросли» (плавные, легкие движения водорослей – на месте и рыб – с передвижением в «воде»).

10. Формирование пространственного представления. Два шага вперед, один шаг вправо, три шага назад, два шага влево.

11. Упражнение «Хлопки». Дели свободно передвигаются по комнате. На один хлопок педагога все дети должны присесть на корточки, на два хлопка – встать с поднятыми вверх прямыми руками.

12. Формирования пространственных понятий: два прыжка вперед, один прыжок влево, один прыжок назад, два прыжка вправо.

13. Игра.   Руки вверх – в кулачок, разожми на бочок…

                            Руки в стороны –     в кулачок, разожми и на бочок…

           Руки вперед – в кулачок, разожми и на бочок...

           Руки назад –в кулачок, разожми и на бочок,

           Руки вниз – в кулачок, разожми и бочок…

Дети произносят стихотворение и выполняют соответствующие движения пальцами и руками.

 

Группа упражнений  направлена на повышение функционального уровня систем организма, энергетического потенциала.

1. Дыхательные упражнения:

  •  четырехфазовые дыхательного упражнения (3-5р), содержащие равного по времени «вдох - задержка-выдох – задержка».
  • Соединение дыхания и движения.

Тренировка делает глубокое медленное дыхание простым и естественным, регулируемым бессознательно, что успокаивает и способствует концентрации внимания.

2. Стимулирующие упражнения, повышающие энергетический потенциал:

  • хлопки (ладонями, кулаками)
  • самомассаж головы
  • самомассаж ушных раковин
  • самомассаж стоп
  • массаж и самомассаж кистей и пальцев рук, работа с пальцами (выполнение различных фигурок из пальцев)

Данные упражнения не только повышают потенциальный энергетический уровень, но и обогащает знание ребенка о собственном теле, развивают внимание, произвольность движений, успокаивают и уравновешивают психику.

3.  Оптимизация тонуса и обучение релаксации.

Оптимизация тонуса является одной из самых важных задач коррекционной работы. Любое отклонение от оптимального тонуса может являться как причиной, так и следствием изменений в психической и двигательной активностью ребенка. Оно сочетается с замедленной переключаемостью первых процессов, эмоциональной вялостью, низкой мотивизацией и слабостью волевых усилий.

Наличие гипертонуса проявляется в двигательном беспокойстве, эмоцииональной мобильности, нарушение сна. Для детей с гипертонусом характерна отставание в формировании произвольного внимания, дифференцированных двигательных и психических реакций, что придает психомоторному развитию своеобразную неравномерность.

На занятиях ребенку необходимо дать почувствовать его собственный тонус, одновременно обучая возможным приемам релаксации.

4. Работа с мышечными движениями:

  • потягивания
  • перекаты головы
  • упражнения для плечевых суставов
  • разминка и расслабление рук
  • повороты в стороны
  • упражнения для ног.

 

Эти упражнения позволяют лучше почувствовать разминаемую часть тела и потренироваться в управлении его.

 5. Повышение устойчивости

Повышение устойчивости связано с развитием равновесия, т.н. «чувства опоры». Основным здесь является привлечение внимания к контакту тела с опорой, в данной ситуации с полом: необходимо расслабить брюшные мышцы, которые обычно напряжены, а также слегка согнуть колени; голова, позвоночник и пятки должны находиться на прямой линии.

6.  Работа  и коррекция с патологическими ригидными телесными установками

  • отработка глазодвигательных упражнений
  • тренировка нижней челюсти
  • тренировка губных мышц
  • тренировка мышц языка.

Вторая группа упражнений направлена на коррекцию следующих недостатков:

- бедность, однотипность движений тела в пространстве, недостаточная координация и несформированность сенсомоторной координации.

- обеднение перцептивных и мнестических возможностей ребенка

- несформированность пространственных представлений

1. Развитие чувства ритма

2. Развитие перцептивных и мнестических возможностей:

  • развития зрительной, тактильной и слуховой чувствительности.
  • Перевод из модальности в модальность, межмодальный синтез и запоминание:

а)  перевод из тактильности в зрительную модальность

б) перевод из тактильности в речевую модальность.

в) перевод из зрительной в тактильную модальность

г) перевод из зрительной в речевую модальность

з) формирование пространственных представлений:

  • сформирование пространственной дифференциации самого себе, представления о схеме тела (каждое направление: вверх, вниз, вперед, назад, влево, вправо) – связываться с определенными движениями и закрепляется через них.
  • работа с кубиками, разрезными картинками, …
  • работа с графическими схемами (двигательный и графические диктанты

4. Динамическая организация двигательного акта (связана с переходом от единичных двигательных актов к системе или серии однотипных движений)

5. Развитие ловкости

  • бег
  • прыжки
  • упражнения с мячом
  1. Развитие внимания (упражнения строятся по следующему принципу: задается условный сигнал и соответствующая ему реакция. В ходе игры ребенок должен как можно быстрее реагировать на подаваемый сигнал, соответствующей реакции).

 

Направления коррекционной работы по развитию общей моторики.

 

            1. Научить детей ходить в определенном направлении (по прямой, по кругу) под заданный ритм.

2. Научить детей подниматься на 2-3-4 ступеньки с помощью взрослых, а затем самостоятельно.

3. Научить детей спускаться с лестницы шагом, а затем небольшими прыжками.

4. Научить детей стоять попеременно на правой (левой) ноге.

5. Научить детей подпрыгивать на 2-х, затем на правой, левой ноге.

6. Научить детей попеременно вставать, приседать под счет.

7. Научить детей поднимать руки вверх, вперед, в стороны, на пояс; вытягивать руки вперед; отставить ногу в сторону; опустить голову вниз; наклоны вперед в сторону, назад; левую руку к плечу: правую – на голову; выставить правую ногу вперед, на пятку, на носок по стене.

8. Научить детей ловить мяч после удара по полу, по стене.

9. Научить детей ловить мяч после нескольких ударов об пол (удары об пол левой, правой рукой попеременным чередованием).

10. Научить детей перекатывать (перебрасывать) мяч с одной руки на другую.

11. Научить детей перекатывать (перебрасывать) мяч с одной руки на другую.

12. Научить детей передачам мячей с небольшого расстояния в шеренгах.

13. Научить детей расстегивать и застегивать пуговицы на пальто, платье, кофточке, штанишках (зайти перейти к кукольным вещам).

14. Научить детей отжимать и разжимать кулаки.

15. Используя ленты, а потом веревочку, научить детей завязывать узел, бант.

16. Научить детей сильно сжимать одну руку другой, пожимать папину, мамину руки.

17. Научить детей поочередно сгибать и разгибать пальцы правой левой руки, делать решетку из пальцев.

18. Научить детей поочередно соединять большой палец и указательный, средний, безымянный, мизинец.

19. Научить детей ритмично выполнять движения «ладонь – кулак - ладонь»:

Задание 1. (Работа с шариками)

Перед ребенком на столе кладется несколько шариков. На  некотором расстоянии от них ставится коробка, Педагог показывает и объясняет, как надо катить шарик, чтобы он ударился о коробочку. Сначала взрослый помогает ребенку в выполнении этого задания, затем постепенно организовывает помощь и добивается того, чтобы ребенок выполнил задание самостоятельно. Это упражнение можно проделывать и на полу.

Задание 2. (Работа с кольцами).

На столе стоит деревянный стержень и лежит несколько одинаковых по размеру колец. Ребенку предлагается надеть поочередно эти кольца на стержень. Предварительно взрослый объясняет и показывает, как надо выполнить эти действия.

Задание 3. (Работа с кубиками).

Перед ребенком выставлено несколько кубиков одинакового размера. Ребенок после объяснения и показа педагога самостоятельно поставить кубики один на другой, чтобы получилось башенка, поезд, стульчик, домик.

Задание 4. (Работа с деревянными игрушками).

На столе разложены складные деревянные матрешки, пирамидки, коробки. Педагог вместе с ребенком внимательно рассматривает эти предметы. Затем ребенку показывают, из чего она состоит. После объяснения и показа педагог предлагает ребенку выполнить действия самостоятельно:

а) собрать пирамиду из 5-ти колец;

         б) собрать 4 – 5 кубиков в один большой кубик;

в) собрать одну матрешку из 4 – 5.

Задание 5.

На стол ставят пустую бутылку из-под молока, с обеих сторон от нее кладут несколько шариков. Педагог берет один шарик, который находится с правой стороны от ребенка, и бросает его в бутылку, а потом предлагает ребенку сделать так же. При этом необходимо определить, насколько владеет ребенок той и другой рукой, как он схватывает шарик (одинаково правой и  левой или нет), все ли шарики вкладывает, много ли рассыпает, имеется ли выраженная неловкость рук.

Задание 6.

а) «Дорожка» – выкладывание в ряд несколько шариков;

б) «Заборчик» – выкладывание на ребро нескольких кирпичиков;

в) «Скамейка» – строится из двух кубиков и поперечной планки сверху;

г) «Столик» – делается так же, как скамейка, поперечная планка накладывается на один кубик;

д) «Ворота» – кирпичики ставятся перпендикулярно к планке;

Используя строительный материал, можно предложить построить так же стульчик, кроватку, диван и т.д.

Задание 7.

Берется карточка, в которой в определенной последовательности сделаны отверстия. Задания:

а) протянуть шерстяную нитку последовательно через все отверстия;

б) протянуть шерстяную нитку, пропуская одну дырочку;

в) выполнить обычную шнуровку, как в ботиночке.

Выполнению этих заданий предшествует показ и объяснение педагога. В дальнейшем ребенку можно предложить выполнить различные узоры, соблюдая при этом принцип постоянного усложнения задания.

Задание 8.

Легко нажимать тремя пальцами на грушу пульверизатора, направлять при этом полученную струю воздуха на ватку так, чтобы она плавно двигалась по столу.

Задание 9.

Плавно вращать карандаши большим и указательным пальцами.

Задание 10.

Между указательным и средним пальцами натянуть тонкую круглую резинку. Перебирать эту резинку (как струны гитары) указательным и средним пальцами другой руки.

Задание 11.

На стол перед ребенком ставится настольный звонок. Взрослый показывает ребенку, это кнопку звонка можно нажать любым пальцем. Педагог просит ребенка нажать на звонок поочередно всеми пальцами руки.

Задание 12.

Берется игрушечная шарманка. Взрослый показывает ребенку, как надо играть: поворачивая ручку по часовой стрелке (слева направо). Можно играть до тех пор, пока ребенок сам не выразит желание попробовать поиграть. При этом надо следить, чтобы ребенок не делал пол-оборота в одну сторону, а потом поворачивал ручку в обратном направлении. Необходимо обратить внимание на то, какой рукой он начинает вертеть ручку. Нет ли различия в движениях обеих рук; доступно ли ребенку полные круговые движения, или он колеблется и переходит к обратному движению; как берется за ручку (твердо или неуверенно); пытается ли поднять или опустить ее.

Задание 13. Работа с мозаикой.

а) вставить пластинку в любое отверстие мозаики;

б) выложить несколько столбиков из пластинок одного цвета. Дается образец, который не убирается;

в) выложить простой рисунок из пластинок мозаики, имея перед глазами образец (одноцветный);

г) составить свой рисунок, основываясь на прошлом опыте.

Задание 14.

Педагог раскладывает на столе бусинки, разного размера, но одного цвета (или одного размера, но разных цветов, или разных размеров и разных цветов). Предлагается самостоятельно сделать бусы, в которых чередуются большие и маленькие бусы, или красные и синие, или красные и белые. При выполнении этого задания важно, чтобы ребенок не только правильно продевал нитку в отверстия бусинок, но и соблюдал определенную последовательность нанизывания бусинок.

Если выполнение задания будет вызывать у ребенка трудности, его надо заменить более простым, например, бусинки одного цвета или одной величины.

 

 

 

 

 

4.2. Развитие  пальчиковой  моторики   детей с общим

недоразвитием речи.

Раннее психомоторное развитие.

 

Тренировку пальцев рук можно начинать в возрасте 6 – 7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, и каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2 – 3 минут. Уже с 10-ти месячного возраста проводятся активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей, достаточной амплитудой. Так малышам можно давать катать пальчиками деревянные шарики различного диаметра. Нужно вовлекать в движение все пальчики. Для этого упражнения можно использовать шарики из пластилина, бусы. Можно заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки, перекладывать из одной кучки в другую карандаши, пуговки, спички.

В полугодовалом возрасте детям даются более сложные задания: застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка.

Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры – потешки:

Сорока – белобока

Кашку варила,

Детишек кормила.

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому тоже.

При этом указательным пальцем правой руки выполняют круговые движения по ладони левой руки, затем по оч

Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz