Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 06.05.2024, 08:18

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КОМБИНИ...

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Самообразование Устюговой Ю.С. (I,II гл.)

ГБОУ ДПО «ЧЕЛЯБИНСКИЙ ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ

КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»

 

КАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОГО (КОРРЕКЦИОННОГО) ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

 

 

Аттестационная работа по теме:

 

 

Тема: «Коррекция общей и мелкой моторики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе непосредственно образовательной деятельности»

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                Выполнила:

                                                     Учитель-логопед МКДОУ № 20

г. Аши                                                                

                                                     Устюгова Юлия Станиславовна                                        

                                                                                      

 

 

                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск – 2013 г.

Содержание.

 

Введение.                                                                                                              

Глава 1. Процесс психомоторного развития  детей в норме.            

1.1.Особенности развития моторики детей  в норме.                                     

1.2.Закономерности развития пальчиковой моторики.                                       

Глава 2. Особенности формирования моторики у детей с общим недоразвитием речи.

2.1.Психолого – педагогическая характеристика речи детей с общим недоразвитием речи.                                                                                                                              

2.2.Особенности развития общей и мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи.     

2.3.Механизмы нарушения моторных зон.                                                                                                                                                                    

Глава 3. Диагностика общей и мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи.     

3.1.Исследование движений и действий.                                                          

3.2.Методика обследования общей моторики.                          

3.3.Методика обследования мелкой моторики.                       

3.4.Сравнительный анализ состояния моторики детей с нормой и

         с общим недоразвитием речи.     

 Глава 4. Система коррекционной  работы по формированию общей и мелкой моторики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. (В процессе непосредственно образовательной деятельности).

4.1. Коррекция общей моторики у детей  с общим недоразвитием речи.     

4.2. Развитие пальчиковой моторики детей с общим недоразвитием речи.     

  • Раннее психомоторное развитие.
  • Система игр и упражнений по развитию мелкой и общей моторики.

Заключение.                                                                                                       

Литература.                                                                                                                                                                                                                     

 

Введение.

 

           У детей с речевой патологией часто отмечается неловкость моторики, характеризующейся в основном недостаточно тонкой координацией речевой мускулатуры и недостаточной манипулятивной пальцевой деятельности. Это связано с тем, что речь ребенка, будучи частью общей  моторики, формируется на основании сочетанного созревания речедвигательной функциональной системы. Развитие речи и моторики взаимосвязано и зависит во многом от функционирования лобных отделов мозга. Поэтому при поражении этих отделов мозга может наблюдаться нарушение развития речи и моторики.

Актуальность. Развитие мелкой и общей моторики является важным моментом в коррекционной  работе со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи.    

Объект исследования. Общая и мелкая моторика у детей с общим недоразвитием речи.

Предмет исследования. Процесс коррекции общей и мелкой моторики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Гипотеза  исследования. Коррекция общей и мелкой моторики у старших дошкольников с общим  недоразвитием речи будет проходить более успешно при использовании специальной коррекционной системы работы по формированию общей и мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи.

  В настоящее время рядом исследований (М.И.Кольцова, Е.И.Исенина, Л.В.Антакова-Фомина и др.) доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становление детской речи детей.

          У детей с ОНР отмечается в разной степени общая моторная недостаточность, а так же отклонения в развитии движений пальцев рук. Движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.

         Так, на основе проверенных опытов и обследования большего количества детей были выявлены следующие закономерности: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев рук отстает, то задерживается и речевое развитие.

         Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей отмечают большое стимулирующее знание функции руки.

        Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности  движений пальцев рук.

( М.И.Кольцова)

М.И.Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов, а также от пальцев.

Этот факт должен использоваться в работе с детьми, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Проведение пальчиковой гимнастики с детьми играет положительную роль в коррекции общего недоразвития  речи.     

         Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук (подвижность, гибкость, координацию движений).

         Развитие мелкой моторики способствует развитию высших корковых функций, а это также способствует развитию речи дошкольников. Поэтому дифференцировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка. Это способствует развитию артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму. Формирование мелкой моторики является мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

         Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 5 - 10 мин. на каждом занятии.

В начале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений. Поэтому необходимо отрабатывать упражнения постепенно.

           Правильная оценка недостаточности в сфере моторной деятельности необходима для выявления закономерности аномального развития детей с общим недоразвитием речи  и построения системы коррекционного воздействия.

           В коррекционную работу рекомендуется включать серию подготовительных упражнений, обеспечивающих формирование зрительно-моторной координации, а так же развитие тонкой моторики пальцев рук. Одновременно у ребенка формируется умение точно и ловко выполнять те или иные движения.

             Коррекцию нарушений речи (особенно нарушение звукопроизношения) необходимо увязывать с моторным развитием и преимущественно тонкой ручной моторики ребенка.

       Учитывая тесную связь в развитии ручной и артикуляционной моторики  на занятиях необходимо включать упражнения тонко координированных движений рук, элементы логоритмики.

          Для старших дошкольников с общим недоразвитием речи    

 характерным в развитии моторики является то, что у данной категории детей наблюдается отставание моторики руки от речевой моторики. У части детей эти нарушения проявляются в «незрелости моторики»: производимые такими детьми движения обычно имеют быстрый, порывистый суетливый, многочисленный характер. Наряду с этим отмечается медлительность и неуклюжесть, отсутствие четкой соразмерности и последовательности в движениях.  Точные, мелкие движения, требующие ловкости и точной координации, им, как правило, не удаются. Такое состояние нередко обозначается термином «моторная дебильность» и зависит от общей незрелости мозговых структур в целом. По мере созревания мозга и при соответствующей тренировке моторная неловкость у этих детей может проходить. В результате такие дети могут вырабатывать нормальный двигательный стереотип. Следует помнить, что длинные мышцы руки развиваются раньше мелких мышц, поэтому следует строить упражнения в такой последовательности, чтобы в начале были задействованы именно длинные мышцы (т.е. задания даются на больших листах бумаги и более крупные). Постепенно размер заданных упражнений уменьшается до размера строки.

           Поэтому на каждом занятии проводятся специальные упражнения для укрепления и развития мелкой моторики руки.

Основные цели данной работы:

1). Дать теоретическое обоснование важности  развития  пальчиковой моторики и речи детей с общим недоразвитием речи.     

2). Выявить закономерности психомоторного и речевого развития детей с общим недоразвитием речи.     

3). Научиться планировать коррекционно-педагогическую  работу с     детьми с общим недоразвитием речи.     

4). Правильно диагностировать уровень развития общей и мелкой моторики.

5). Систематизировать практический материал по коррекции психомоторного

      развития детей с ОНР (игры, упражнения, спец. приемы).

В данной работе можно найти ответы на все вопросы.  Прослеживается основная задача: Как более эффективно строить работу по развитию общей и пальчиковой моторики  детей,  с целью преодоления недостатков общего недоразвития речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.Процесс психомоторного развития детей в норме.

1.1.Особенности  развития  моторики у детей в норме.

 

         У грудного ребенка в начальном периоде жизни моторика является первым и единственным аспектом развития, который доступен объективному наблюдению. Нормальное развитие моторики свидетельствует о нормальном речевом развитии ребенка.

Тонкая моторика отражает интеллектуальные способности. Об умениях ребенка в 6 мес. приведу цитату: "Из любого положения ребенок пробует двигаться и устанавливать равновесие между туловищем и конечностями (часто безуспешно), с тем, чтобы схватывать предметы, находящиеся в непосредственной близости. Его привлекают главным образом ярко раскрашенные предметы. Он схватывает крупные или мелкие предметы, но еще преобладает хватание ладонного типа, которое он выполняет, однако все более координированными движениями. Он протягивает руку, чтобы схватить и предметы, находящиеся вне его радиуса действия. По-видимому, глаза желают большего, чем ребенок в состоянии выполнить с моторной точки зрения. Руки разжаты и пальцы готовы к тонкой деятельности. Схватывание предметов еще напоминает плоскогубцы. Схватив предмет, ребенок разглядывает его (осваивает глазами). Он активно стучит, размахивает, бросает игрушки, перекладывает их из одной руки в другую. Руки соединяются по средней линии. Ребенок играет руками и ногами; он трогает предметы и учится различать приятные материалы и поверхности от неприятных, при этом он проявляет удовольствие или неудовольствие. "

       Одним из основных показателей физического, нервно – психического и речевого развития является своевременное и разностороннее развитие движений рук ребенка.

       В многочисленных исследованиях накоплено достаточно данных о последовательности и времени возникновения различных движений рук.

       До начала второго месяца жизни ребенок все время держит пальцы сжатыми в кулачки, и если кто – нибудь из взрослых вкладывает ему в руку палец, он еще сильнее сжимает кулачок (так называемый «рефлекс схватывания»).

      Медленно, в течение всего второго месяца пальцы ребенка понемногу разгибаются, и в начале третьего месяца они уже разогнуты. Если ребенку вкладывают в ручку,  какой – нибудь предмет, он его схватывает и крепко держит, рассматривая несколько минут. Он начинает координировать зрение с тактильным чувством (ощущением).

       На 4 месяце жизни ребенка сильно начинают занимать кисти его рук. Он ими почти все время двигает, в особенности если поблизости имеется какой – либо предмет, который он хотел бы взять в руки. Протягивая к находящейся сбоку игрушке обе руки, ребенок сначала касается ее и захватывает одной рукой. Неподкрепляемое движение другой руки постепенно затормаживается, и она все слабее участвует в захватывании предмета, а затем и вовсе не включается. Ребенок научается пользоваться только одной рукой, в дальнейшем ведущей рукой. Таким образом, начинается процесс отдифференциации движений одной руки от другой.

        На 9 месяце дети уже умеют двигать большим пальцем. Ребенку удается схватывать предметы и держать их между большим и другими пальцами. Он дотрагивается до предметов указательным пальцем, а в скором времени сможет этим пальцем указывать на что – нибудь.

На 10 месяце жизни появляется умение противопоставлять большой палец указательному. Эта способность является одним из самых значительных завоеваний человека, позволяющим пользоваться руками как при обращении с предметами, так и для письма. От 6 месяца, когда движения рук ребенка были еще неловкими, и до 10 месяца, когда ребенку удается при помощи ловкого движения взять мелкий предмет большим и указательным пальцами, произошел колоссальный процесс с точки зрения нервной координации.

         К 18 месяцу ребенок может перелистывать 2 – 3 страницы в книге и уже сам пытается, есть ложкой.

         В 2,5 года ребенок расстегивает пуговицы и сам раздевается. При рисовании держит карандаш как взрослый.

         В связи с развитием способности детей выполнять тонкие манипуляции нужно отметить одно очень интересное обстоятельство – существование тесной взаимосвязи между координацией тонких движений и речью. Исследования профессора М. Кольцовой показали, что речевая деятельность у детей частично развивается и под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Наблюдая детей в возрасте 7 – 12 месяцев, она установила, что их речь, образно говоря, находится на кончиках пальцев.

         Движения пальцев рук в процессе развития человечества оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты, постепенно они стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развивалась словесная речь, но она еще долгое время была связана с жестикуляторной речью.

          Движения пальцев рук постепенно совершенствовались, из поколения в поколение человек выполнял все более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в мозгу человека.

           Примерно таков же ход  развития речи ребенка. Когда движения пальцев рук достигает достаточной тонкости, начинается развитие словесной речи. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.

            Если внимательно посмотреть на карту головного мозга человека (См. рисунок 1), то бросается в глаза, что двигательная речевая область, ответственная за управление органами речи, расположенная совсем рядом с двигательной областью, ответственной за управление органами движения. Она является ее составной частью.

          Проведя многочисленные исследования, специалисты выяснили, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.

          Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни разработан следующий метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика и три («сделай вот так» - и показать, как это надо сделать). Дети, которым удаются изолированные движения пальцев – говорящие дети; если же пальцы напряженные, сгибаются и разгибаются только все вместе или, напротив, вялые и не дают изолированных движений, то это – не говорящие дети. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи добиться не удается.

           Результаты наблюдений показывают, что тренировка пальцев рук на 2,5 месяца ускоряет процесс созревания речевых областей.

            

Рисунок 1. Карта речевых зон У. Пенфилда.  Серым показаны речевые зоны: А – передняя Брока, Б -  задняя Вернике, В – добавочная.

1.2. Закономерности развития пальчиковой моторики.

 

 Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребенка. Видимо, уже в древности была подмечена взаимосвязь этих процессов.

В 3,5 месяцев ребенок активно тянется к увиденному предмету одной или двумя руками, кисти раскрыты;

1.К 4 месяцам ребенок сводит ручки по средней линии, разглядывает и играет с ними;

2.На 5 месяце малыш уверенно протягивает руку к игрушке, тянет предмет, находящийся в руке в рот;

3.К концу 6 месяца ребенок может ухватить кубик, перекладывает предметы из руки в руку;

4.На 7 месяце вращает кистью с удерживаемой игрушкой;

5.На 8 месяце ребенок может удерживать между указательным и большим пальцем пуговицу;

6.К концу 9 месяца ребенок хлопает в ладоши, пытается самостоятельно пить из чашки;

7.К 1 году ребенок берет предмет двумя пальцами, легко подает игрушку взрослому;

8.В 1,2 месяца пытается рисовать каракули;

9.В 1,5 месяцев ребенок ставит кубик на кубик, собирает пирамидку;

10.В 1,7 месяцев разворачивает завернутый в бумагу предмет;

11.В 1,8 месяцев ставит 3 кубика друг на друга, может чертить прямые линии;

12.К концу 2 года может отвинчивать крышку от банки, пытается останавливать катящийся к нему мяч;

13.К 3 годам может перелить жидкость из одной емкости в другую, нанизывает на шнур большие бусинки, режет бумагу ножницами, раскатывает пластилин.

 

Для нормально развивающегося ребенка не помешает массаж рук в доречевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Ребенок научится понимать смысл услышанного,  и улавливать ритм речи. В Японии малышам начинают делать пальчиковую гимнастику в 2 – 3 месяца.

Глава 2.Особенности общей и мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи.     

2.1. Психолого – педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи.     

  Общие недоразвитие речи у детей представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при котором нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики.

 Типичным для дан­ного уровня является использование детьми простых распространенных, а также некоторых видов сложных предложений. При этом их структура может нару­шаться, например, за счет отсутствия главных или второстепенных членов пред­ложения. Возросли возможности детей в использовании предложных конструкций с включением в отдельных случаях простых предлогов. В самостоятельной речи уменьшилось число ошибок, связанных с изменением слов по грамматическим категориям рода, числа, падежа, лица, времени и т.д. Однако специально направленные задания позволяют выявить трудности в употреблении существительных среднего рода, глаголов будущего времени, в согласовании существительных с прилагательными и числительными в косвенных падежах.

    По-прежнему явно недостаточным будет понимание и употребление сложных предлогов, которые или совсем опускаются, или заменяются на простые. У детей данной группы затруднено понимание действий (штопать, переплетать, кувыркаться).

     В картине аграмматизмов выделяются довольно стойкие ошибки при согласовании прилагательного с существительным в роде, числе, падеже.

Ошибки при употреблении приставочных глаголов, затруднения в образовании существительных с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов, некоторых прилагательных.

     При пересказе дети ошибаются в передаче логической последовательности событий, пропускают отдельные звенья, «теряют» действующих лиц. Рассказ – описание мало доступен, ограничивается перечислением отдельных предметов и действий.

      Ребенок с общим недоразвитием речи понимает и может самостоятельно образовать новые слова по некоторым наиболее распространенным словообразовательным моделям. Наряду с этим, ребенок затрудняется в правильном выборе произво­дя­щей основы («человек, который дома строит» - «доматель»), использует неадекватные аффиксальные элементы (вместо «мойщик» - «мойчик»; вместо «лисья» - «лисник»). Типичным для данного уровня является неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и отвлеченным значением, а также слов с переносным значением.

     Словарный запас может показаться достаточным в рамках бытовой повседневной ситуации, однако при подробном обследовании может выясниться незнание детьми таких частей тела, как локоть, переносица, ноздри, веки. В словаре мало обобщающих слов, антонимы не используются, мало синонимов.

    Образцы связной речи свидетельствуют о нарушении логико-временных связей в повествовании: дети могут переставлять местами части рассказа, пропускать важные элементы сюжета и обеднять его содержательную сторону.

     Детальный анализ речевых возможностей детей позволяет определить трудности в воспризведении слов и фраз сложной слоговой структуры.

Диагностическим показателем речи детей данного уровня является нарушение слоговой структуры слова. Ошибки в передаче слоговой структуры слова по типу персеверации, антипации, добавление лишних звуков и слогов, сокращение слогов.

       Таким образом, у ребенка с общим недоразвитием речи операции звука слогового анализа и синтеза оказываются не­дос­таточно сформированными, а это, в свою очередь, будет служить препятствием для овладения чтением и письмом.

      Наряду с заметным улучшением звукопроизношения наблюдается недостаточная дифференциация звуков на слух: дети с трудом выполняют задания на вы­деление первого и последнего звука в слове, подбирают картинки, в названии которых есть заданный звук.

      Звуки, которые дети умеют правильно произносить изолированно, в самостоятельной речи звучат недостаточно четко. При этом характерным является ряд моментов.

1.Недифференцированное произнесение свистящих, шипящих звуков, аффрикат и соноров, причем один может заменяться одновременно двумя или несколькими звуками данной или близкой фонетической группы (сяпля – цапля) .

2.Замена некоторых звуков другими, более простыми по артикуляции (дюка – рука).

3.Нестойкое употребление звука, когда в разных словах он произносится по – разному (паяход – пароход).

4.Смешение звуков, когда изолированно ребенок произносит определенные звуки верно, а в словах и предложениях – взаимозаменяет их (ямак – гамак).

5.Нечеткое произнесение звука Ы.

6.Недостаточное озвончение согласных Б, Д, Г в словах и предложениях.

7.Замены и смешения звуков К – Г – Х – Д – ДЬ – Й.

Фонематическое недоразвитие проявляется  в несформированности процессов дифференциации звуков, отличающихся тонкими акустико – артикуляционными признаками.

Вывод:

Общие недоразвитие речи, которое характеризуется как «обиходная фразовая речь с проблемами лексико-грамматического и фонетического строя», представляет собой своеобразный вариант периода усвоения ре­бенком морфологической системы языка. На этом уровне фразовая речь детей приближается к низкой возрастной норме. Их бытовой словарь в количественном отношении беднее, чем у их сверстников с нормальным речевым развитием.

   2.2.Особенности формирования общей и мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи.

         Детям с недоразвитием речи характерно замедленное развитие локомоторных функций. Это подтверждает и некоторое отставание в развитии двигательной сферы. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в точном воспроизведении точно дозированных движений, снижении скорости и ловкости их выполнения. Наибольшие трудности представляет для детей выполнение движений по словесной инструкции и особенно серии двигательных актов. Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно – временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части.

     Например, детям трудны движения перекатывания мяча с руки на руку, передачи его с небольшого расстояния, удары об пол с попеременным чередованием, прыжки на правой и левой ноге, ритмические движения под музыку. Типичным является и недостаточный самоконтроль при выполнении задания.

      У детей с недоразвитием речи наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики пальцев рук. Это проявляется в недостаточной координации пальцев рук (например, при расстегивании и застегивании пуговиц, завязывании и развязывании шнурков, лент и т. д.).

       Названные отклонения в двигательной сфере наиболее ярко проявляются у детей с дизартрией, алалией.

      Исследованиями лаборатории высшей нервной деятельности ребенка Института физиологии детей и подростков АП СССР было установлено, что УРОВЕHЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ находится в прямой зависимости от СТЕПЕHИ СФОРМИРОВАHHОСТИ ТОHКИХ ДВИЖЕHИЙ ПАЛЬЦЕВ РУК.

     На основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была установлена такая закономерность, что если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, т.е. устанавливается тесная связь функции руки и речи.

        У большинства детей с задержкой речевого развития наблюдаются отклонения в формировании тонких движений пальцев (движения неточные, не координированные.

Общими  недостатками  в  развитии общей и  мелкой  моторики  пальцев  рук  являются:

  1. нарушение точности и плавности  движений;
  2. неудержание  поз;
  3. ошибки  в  пространственной  координации;
  4. нарушение  темпа  воспроизведения  ритмического  рисунка;
  5. нарушение  количества  элементов  в  рисунке;
  6. напряженность, скованность  движений;
  7. нарушение  переключения  с  одного  движения  к  другому;
  8. наличие  синкенезий, гиперкинезов;
  9. наличие  тремора;
  10.  нарушение  синхронности  в  выполнении  движений;
  11. недифферинцированность  движений.
  12. нарушения контроля за собственными действиями;
  13.  трудности переключения;
  14. явления зеркальности;
  15. асинхронность движения;
  16. трудности переноса позы справа на лево.

 

 

         Эти нарушения проявляются в незрелости моторики; производимые такими детьми движения обычно имеют быстрый, порывистый, суетливый, многочисленный характер. Наряду с этими отмечаются медлительность и неуклюжесть, отсутствие четкой соразмерности и последовательности в движениях. Точные, мелкие движения, требующие ловкости и точной координации, им, как правило, не удаются.

        Большинство детей имеет нарушение или недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Движение рук бывают неловкими, несогласованными. Дети порой не в состоянии одновременно действовать двумя руками сразу. Например, ребенок не может держать одной рукой основание пирамиды, а другой нанизывать колечки на стержень, или просто держать предмет в одной руке, а другой подхватить другой предмет и т.п. Недостаточное развитие зрительно-двигательной координации приводит к тому, что ребенок часто промахивается при попытке взять или поставить предмет, т.к. неверно оценивает направление, не может проследить зрительно за движением своей руки или соединить две точки на плоскости прямой линией.

        Эти  явления свидетельствуют о наличии задержки речевого развития детей, раскрывают картину речевого дефекта (о наличии дизартрических, алалических явлений). 

       Необходимость  развития  моторики  рук  у  детей, особенно  страдающих  дизартрией  и  алалией, обусловлены  тесным  взаимодействием  ручной  и  речевой  моторики.

        По  данным  М. И. КОЛЬЦОВОЙ  морфологическое  и  функциональное  формирование  речевых  зон  совершается  под  влиянием  кинестетических  импульсов, поступающих  от  рук. Совершенствование  ручной  моторики способствует  активизации  речевых  зон  головного  мозга  и  вследствие этого  -  развитию  речевой  функции.

       Развитие  ручной  моторики  имеет  большое  значение  не  только  для  активизации  речевой  моторики, но  и  для  подготовки  руки  к  письму.

Основными  задачами  по  развитию  пальчиковой  моторики  является:

  1. развитие  статических, изолированных  движений;
  2. развитие  координации  движений;
  3. развитие двигательной  памяти;
  4. развитие  предметных  действий;
  5. развитие  пространственной  координации;
  6. развитие  позы  кисти  руки;
  7. развитие  произвольной  моторики  пальцев  рук;
  8. развитие  тонко координированных  движений  пальцев  рук; развитие  динамического  и  конструктивного  праксиса;
  9. развитие  зрительно -  пространственной  координации  в   пространстве;

    10)развитие  сенсомоторики (согласованности  движений  руки  и  глаза).

Рекомендуется стимулировать речевое развитие.

Поэтому в системе образовательно-воспитательной, а также коррекционной работе в дошкольных образовательных учреждениях необходимо уделять внимание развитию движения пальцев рук, путем тренировки движений пальцев рук.

       Работу по развитию мелкой моторики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи желательно проводить систематически – 3-5 минут ежедневно. С этой целью могут быть использованы разнообразные игры и упражнения, способствующие коррекции движений как общей, так и мелкой

Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz